Математик из Ростовской области Михаил Гуров стал победителем всероссийского конкурса «Учитель года — 2020». Едва справившись с эмоциями, педагог рассказал корреспондентам V1.RU о выборе профессии, преподавании одного из сложнейших предметов и своих коронных фразах на уроках.
О победе в конкурсе
— Эмоции непередаваемые, я пока еще не осознал себя в роли абсолютного победителя. Но я понимаю, что на мои плечи лег большой груз ответственности и что этот груз нужно нести с высоко поднятой головой. Пеликан достаточно тяжелый — я даже вспотел. (Смеется.)
— Если честно, я еще не успел сообщить близким о победе. За меня переживали жена, дочка, брат, сестра, мама, племянники, дяди и тети. Наверное, я первый в семье, кто так вплотную занялся педагогической деятельностью. В какой-то момент я осознал, что это именно то, чем я хочу заниматься. Хотя на самом деле образование у меня инженерное. Тем не менее я решил взять судьбу в свои руки, переучиться и пойти работать в школу. На мой взгляд, формула успеха учителя проста. Я бы сформулировал ее словами ректора ростовского госуниверситета Юрия Жданова: «Раздай всё, что знаешь, умеешь и смеешь. В себе умираешь — в других уцелеешь».
О математике
— Я преподаю математику в 9–10-х классах. Хочу сказать, что предмет становится особо актуальным в век цифровых технологий, биоинженерии, прорывных открытий во всех областях. Не зря в пятерку сильнейших учителей вошли три учителя математики — 60%. Это о чём-то говорит.
На мой взгляд, математика сродни трактору — она идет и вспахивает поле. На этом поле вырастают плоды: будь то информатика, физика, биоинженерия. Поэтому я считаю, что математика уже вспахала это поле, сделала хороший задел на ближайшее будущее. Теперь дело за инженерами, программистами, биологами, генетиками. Я думаю, что прорыв в науке случится в ближайшее время.
— На самом деле, я бы не стал выделять главные предметы, потому что в современном мире важна и информатика, информационно-коммуникационные технологии, и русский язык, и литература. То есть я с уважением отношусь ко всем предметам — и гуманитарным, и естественно-научным. Мы не знаем, в какой области завтра может произойти прорыв, поэтому нельзя скидывать со счетов ни один из школьных предметов.
О педагогах и всероссийском «Учителе года»
— На всероссийском конкурсе я долгое время был темной лошадкой, потому что уроки проходили в подгруппах, мастер-классы — тоже в подгруппах. Но в какой-то момент я провел мастер-класс на публику, и ко мне стали подходить коллеги со словами: «Мы тебя поддерживаем». Конечно, это поддержка сыграла огромную роль.
— Другие участники безгранично удивляли меня своими подходами, новыми методиками, способом структурирования материала, отношением к детям и к образованию. У нас вообще не было духа соперничества: то есть все приехали на фестиваль, чтобы поделиться опытом и получить удовольствие. Волгоград произвел на меня огромное впечатление своей архитектурой, своими памятниками, своей историей. Я побывал на Мамаевом кургане, в музее-заповеднике. Я считаю, что Волгоград — один из красивейших и интереснейших городов.
О работе
— Безусловно, в центре образовательного процесса, как и всегда, стоит личность учителя. Думаю, что дистанционка — это хороший инструмент работы, но все-таки от очного формата отказываться не стоит.
Идеальный ученик — какой он? Для меня это думающий человек, который может выйти за рамки шаблона. К слову, порой я ставлю двойки. Ставлю их за демонстративное невыполнение каких-то обязательных требований.
Во время урока я тоже использую шаблонные фразы учителя. Одна из моих самых популярных: «Сейчас буду объяснять по рабоче-крестьянски». Чего-то другого сейчас и не вспомню. А вот по поводу моей клички нужно спрашивать у детей. Мне они ее не озвучивали.