Принято считать, что учитель должен быть строгим и серьезным. А учитель математики — тем более. Елизавета Топилина с этим не согласна. На уроках она с ребятами успевает и задачи порешать, и шутки пошутить, и видео поснимать.
Раньше Елизавета работала программистом, но однажды директор школы, которую она и сама когда-то окончила, попросил о помощи: нужно было вести информатику у детей 8–9 классов, и девушка согласилась.
— В первый день было страшно, — признаётся она. — Я переживала, что урок может показаться ребятам скучным или они просто не станут меня слушаться. Но Counter-Strike и Dota нас очень сблизили, и я поняла, насколько важно не только знать свой предмет, но и найти с учениками общий язык.
Оказалось, что преподавать Елизавете нравится гораздо больше, чем заниматься программированием. И она решила, что будет учителем математики, причем таким учителем, которому не придется завоевывать уважение детей через страх.
— Я всегда хотела, чтобы ко мне в кабинет шли с мыслями: «Слава богу, математика!» — улыбается Елизавета. — Урок не должен восприниматься как наказание, поэтому я всегда стараюсь сделать так, чтобы наши с ребятами встречи ассоциировались с чем-то приятным. Однажды, например, мне подарили шоколадку, и я поделила ее между учениками в классе. Каждому досталось совсем немного, ровно на один зубок, но они были очень рады, так что настроение я им точно подняла.
Держать дистанцию и ограничивать общение со школьниками преподаватель не собирается. В классе они обсуждают самые разные темы, а если кому-то захотелось поговорить во внеучебное время, ребята спокойно пишут учителю в соцсетях.
— Они могут спросить у меня что угодно, — утверждает Елизавета. — А я им иногда рассказываю о себе: например, о том, как проходят мои тренировки или вождение. Сегодня вот с одним учеником мы обсуждали LADA Granta его дедушки, с другим — изменения в ЕГЭ по математике, с третьим — его поездку на море.
Ребятам нравится, что учитель интересуется их жизнями и впускает школьников в свою.
— Наверное, каждый урок мы отвлекаемся на темы, не связанные с математикой, — говорит ученица 10-го класса Екатерина Логвина. — Елизавета Михайловна спрашивает нас о хобби, любимой еде, домашних питомцах… Иногда это очень нужно — переключиться на что-то другое, забыть ненадолго о графиках и уравнениях.
В классах у Елизаветы Михайловны сидят только Ромусики, Максимки и Юляшки… Учитель привык называть ребят исключительно уменьшительно-ласкательными именами. Реагируют на это все по-разному: кто-то испытывает неловкость, а кто-то чувствует себя вполне комфортно.
— На самом же деле они еще малыши, поэтому я так и обращаюсь к ним, — делится преподаватель. — Кто-то поначалу, конечно, видит в этом насмешку, но в основном ребята очень быстро привыкают. Они осваиваются и начинают расстраиваться, если за урок я ни разу не назвала их птичками, рыбками, сладкими кексиками. Потом, когда выпускаются, говорят, что скучают, что больше так ласково с ними никто не разговаривает.
Впрочем, некоторые ученики считают, что это уже перебор и просят учителя не искажать их имена.
— Лично меня никак не задевает то, что Елизавета Михайловна использует не только полную форму моего имени, — признается ученица 10-го класса Алена Богданова. — Но многим это действительно неприятно, и они ей об этом говорят.
Выбранная Елизаветой манера общения, по ее мнению, не мешает школьникам усваивать знания. Она считает, что, напротив, в такой спокойной обстановке, без страха ошибки и стресса, запоминать формулы и теоремы намного легче.
— Если я дружелюбно общаюсь с учениками, это еще не значит, что я не ставлю двоек или выдаю меньше материала, чем нужно, — говорит педагог. — Однако благодаря комфортной атмосфере ребята не стесняются задавать мне вопросы, а значит, они с большей вероятностью разберутся в теме. Знаете, я никогда не отвечаю им: «А надо было слушать», — лучше уж повторить то, что уже говорила, чем отбить у ребенка желание учиться.
То, что их учитель математики отличается от других преподавателей, ребята заметили сразу. А сейчас неофициальный стиль общения стал своеобразной визитной карточкой Елизаветы.
— У нее очень эффектная подача информации, такой больше ни у кого нет, — отмечает Екатерина Логвина. — Во время объяснения темы она часто шутит, но это не отвлекает, а наоборот, заставляет слушать учителя.
На странице преподавателя в Instagram (деятельность соцсети запрещена на территории РФ), помимо личных постов, можно увидеть и ролики с участием школьников. «Зачем мы здесь? Предчувствие у меня плохое», — такая аудиодорожка использована в одном из видео, на котором две ученицы готовятся к уроку алгебры.
— Мне нравится накладывать смешные и мотивирующие озвучки, — рассказывает учитель. — Дети редко бывают против того, чтобы я их снимала.
По словам завуча по учебной работе Веры Пимкиной, Елизавета действительно умеет выстраивать отношения с людьми и находить общий язык со своими учениками. И всё же выкладывать видео с ребятами — это не всегда хорошая идея, ведь далеко не каждый хочет оказаться в Instagram (деятельность соцсети запрещена на территории РФ) учителя.
— Она со всеми старается общаться очень хорошо, — утверждает завуч. — Но снимать в школе развлекательные ролики, особенно без согласия школьников, просто недопустимо.
Елизавету совсем не смущает тот факт, что ребята знают о ней гораздо больше личной информации, чем о других учителях.
— Запретный плод сладок, — говорит педагог. — А когда ученики видят фотографии в Instagram (деятельность соцсети запрещена на территории РФ) и могут подойти и спросить что-то о моей жизни, уже не возникает такого острого интереса. Желание сплетничать появляется из-за недостатка информации, мне такое не грозит.
Учитель математики считает, что сокращение дистанции между ней и ребятами идет лишь на пользу образовательному процессу и помогает создать в классе атмосферу доверительного общения. Однако есть и те, кто уверен: она точно переходит границы в отношениях «учитель — ученик».
— Я считаю, что несоблюдение субординации присутствует здесь однозначно, — подчеркивает школьный психолог Елена Шеленберг. — Это нарушение профессиональной этики учителя. А как своеобразный подход к обучению отразится на качестве знаний, еще посмотрим.