В Волгоградском государственном социально-педагогическом университете вызвали с археологической экспедиции и уволили профессора, археолога 83-летнего Владислава Мамонтова. Сам прославленный волгоградец расстроен, что ему не пожали даже руку, а ректор ВГСПУ спустя три недели на 17 сентября не в курсе об увольнении.
Владислав Иванович Мамонтов родился в Сталинграде в 1936 году. В годы войны пережил оккупацию и чудом выжил. Общий стаж работы профессора более 55 лет. В 1964 году Владислав Мамонтов первым из волгоградских археологов получил открытый лист Института археологии АН СССР — разрешение на право раскопок курганов и других археологических объектов в пределах Волгоградской области. Большая часть экспонатов краеведческого музея найдена в экспедициях археологического клуба «Легенда» при педуниверситете под руководством Владислава Мамонтова.
— Моё здоровье плохое, постельный режим, — рассказал корреспонденту V1.RU Владислав Мамонтов. — Меня сократили, но я всё-таки уже древний, это логично. Но никто ничего не объяснил, просто попросили зайти в отдел кадров и расписаться. И всё.
Профессор отметил, что увольняют и сокращают в вузе не только его.
— В университете идут очень большие сокращения, — говорит Владислав Мамонтов. — У меня рак, и ещё хорошо пришибло после падения тяжести сверху. Может и не стоит держать таких людей с недостатками. Но я далеко не один, попавший под сокращение. Зато теперь все носятся по вечерам в вузе с патриотическими идеями что-то сажать или придумывать.
Год назад Владиславу Мамонтову сократили нагрузку до 0,1 ставки.
— У меня была 0,1 ставки. Она у меня была в основном связана не с часами, проводимыми в вузе, а с производительностью археологических работ, — поделился археолог. — То есть я вывозил народ на раскопки, и от этого всего и выработки рассчитывалась ставка. А когда начались сокращения, я посчитал, что отдав 44 года институту, мне, по крайней мере, могли бы пожать руку. А это просто вызвали: «Всего доброго, счастливо, отдыхайте!». На стариков, наверное, денег нет вузе. Поэтому и вызвали с раскопок и 29 августа уволили.
Об увольнении Владислава Мамонтова ректор ВГСПУ, по всей видимости, не знает и в курсе только сокращения его прошлогодней нагрузки до 0,1 ставки.
— По ситуации с Владиславом Мамонтовым я сходу дать комментарий не готов, нужно уточнять информацию, — поделился Александр Коротков. — У него серьёзная болезнь, хотя я в университете его часто встречаю. Наверное, с этим и связано сокращение нагрузки.
Тихое увольнение прославленного волгоградца уже успели осудить в соцсетях.
— А вот что касается сокращения великого человека Владислава Ивановича Мамонтова с жалкой символической 0,1 ставки, то уже за это мерзавцы, конечно, будут гореть в аду, — пишет анонимный автор телеграм-канала «ЯRослав Малых». — Ну или реинкарнируются в червяков. Как вам угодно.
Первыми о массовых сокращениях в педуниверситете сообщили волгоградские анонимные телеграм-каналы после увольнения из ВГСПУ оппозиционера, проигравшего на выборах в Волгоградскую областную думу, коммуниста Михаила Таранцова.
— Тема «Таранцова выдавливают из региона» набирает популярность: беспредел, борца за справедливость, профессора взяли и уволили из ВГСПУ! Чуть ли не за убеждения. Сразу после выборов, — пишет тг-канал «Извините, Вы не видели Михеева». — Таранцов не самый ценный кадр, хотя учёная степень в любом случае вызывает уважение. Не самый ценный именно в том смысле, что числился в ВГСПУ номинально, на 0,25 ставки, при том, как реальные сотрудники работают с нагрузкой в пять-шесть раз больше. Профессура нужна кафедрам и вузам не только для обучения студентов, не будем наивны. Наличие лишнего профессора или доктора наук — это показатели, рейтинги, статус, деньги, наконец. Но в условиях оптимизации или кадровых перестановок под раздачу попадают именно такие вот кадры.
Авторы телеграм-канала нашли список из 193 фамилий, попадающих под оптимизацию.
— Шум по поводу Таранцова, по всей очевидности, создается искусственно, — уверены авторы тг-канала. — Свою четверть ставки Таранцов по сути потерял 29 июня 2018 года. Именно тогда вышло распоряжение, по которому его срочный трудовой договор истекает в 2019 году. В списке на замещение должностей кроме Таранцова ещё 193 фамилии. Наверное, все они диссиденты, борцы с режимом и опальные политики.
В самом вузе серьёзной оптимизации не признают.
— Мне сейчас не очень удобно говорить, поскольку идёт совещание, — ответил на звонок корреспондента V1.RU ректор ВГСПУ Александр Коротков. — Я постараюсь вам позвонить позже, просто сегодня очень занят. У нас проходит большой форум российской академии дополнительного образования. Особых оптимизаций у нас не проходит. Обычная рядовая история.
Источник в вузе пояснил, что сокращения связаны с более серьёзной проблемой.
— В университете сокращения постепенно начались года три-четыре назад, — пояснил осведомлённый источник. — Дело в том, что президент обязал университеты выплачивать зарплаты преподавателям пропорционально средним зарплатам в регионе. То есть с учётом официальной средней зарплаты по Волгоградской области почти в 31 000 рублей, рядовой педсостав должен получать не менее этой суммы, а профессура с коэффициентом 2 — порядка 62 000 рублей.
Такие зарплаты ВГСПУ выплачивать всем позволить себе не может.
— У вуза просто нет таких денег, — отметил источник. — С каждым годом расходы по зарплатам растут, плюс дорожают коммунальные услуги, уходят деньги на ремонт и содержание здания. Поэтому преподавателей стали переводить на минимальную ставку, а сейчас многих увольняют. Происходит смена административного состава, чтобы выполнить «майские указы» и выйти на самоокупаемость. При этом руководству следует соблюдать баланс пропорциональности количества студентов на одного преподавателя и иметь в штате определённое число профессоров. Именно поэтому пару лет назад была идея присоединения вуза к ВолГУ, но от неё по многим причинам отказались.