Волгоградец, построивший сказочный «Сахарный» замок, придумал новые правила игры в классические шахматы. Спокойная и размеренная игра для стратегов подстроилась под современный ритм жизни и стала развлечением «третьего тысячелетия».
Волгоградские шахматисты рассаживаются за столами и, еще не дождавшись новых правил, начинают двигать фигуры.
— Это для разминки, — не скрывая азарта, улыбаются шахматисты.
— Существуют не только классические правила игры, — рассказывает автор идеи русских линейных шахмат Валерий Данильчук. — Есть марсельские шахматы, которые были популярны в 30-х годах прошлого столетия. В них каждый участник делает по два хода. Бывает, что игроки начинают партию на пустой доске. А есть шахматы, в которых у одного игрока полный комплект, а у другого — только один король, который обладает свойствами всех фигур. Это я говорю для того, чтобы понять богатство шахматного мира.
В бесконечной веренице новостей и событий классические шахматы требуют современного импульса, убежден Валерий Данильчук.
— Времена, когда мир был последователен и предсказуем, уже прошли. У людей поменялось мышление, и им хочется чего-то нового. А классические шахматы остались отражением исчезнувшего мира, в котором еще можно выстраивать стратегию и просчитывать ситуацию на несколько ходов вперед, — делится своими размышлениями автор идеи. — Я решил подстроить игру под современный ритм и сделать так, что картина игры будет меняться каждую минуту. Это настоящий взрыв мозга!
Придавая ускорения размеренной классической игре, волгоградец предложил смотреть на доску, как на последовательность вертикальных линий. Каждая королевская фигура, попадающая на другую полосу, вдруг меняет свой статус и в считаные мгновения превращается из коня в ладью или слона.
— В чем уязвимость классических шахмат? — рассуждает Валерий Данильчук. — Когда пешка доходит до противоположного конца поля, игра выходит за рамки правил: теперь она может стать и ферзем, и ладьей, и слоном. Еще один вопрос: почему игрок может обменять пешку на любую фигуру, а не превратить ее во второго короля? Правила русских линейных шахмат устранили обе эти уязвимости.
Поклонники классической игры, едва дослушав новые правила, без лишнего скепсиса решили разыграть несколько пробных партий. Потирая виски (не зря ведь игрокам обещали настоящий мозговой штурм), волгоградцы вмиг забыли о размеренности и степенности игры.
— Как? Рокировку делать нельзя? — живо интересовались за одним столом.
— А у нас есть первая победа в русских линейных шахматах, — через 15 минут после начала партии кричали с другой стороны.
По словам волгоградских шахматистов-«первопроходцев», с новыми правилами игра получает резкие и неожиданные виражи.
—Теперь это простая, но интересная настольная игра, — уверен шахматист Александр Глебов. — Некоторые моменты происходят очень неожиданно. Вроде пытаешься что-то просчитать, а потом понимаешь: «Опс». Всё оказалось намного проще.
Специально для поклонников игры Валерий Данильчук рассказывает правила русских линейных шахмат.
Шахматная доска делится визуально на линии. Эти линии начинаются от каждой королевской белой фигуры и заканчиваются на противоположном конце доски, на аналогичной черной фигуре. Пешки и королевские фигуры ходят так же, как и в классических шахматах, но, попадая на чужую линию, королевские фигуры обмениваются на фигуру той линии, на которой они оказались.
При попадании на чужую линию, фигуры, обмениваются на ту фигуру, на линии которой они оказались.
Пример игры:
После хода белых конем g1-f3, конь попадает на линию слона, обменивается на слона и у белых становится три слона.
После хода черных конем g8-h6, конь попадает на линию ладьи, обменивается на ладью и у черных становится три ладьи.
Если белые, после хода пешкой d2-d4, ходят конем b1-d2, конь попадает на линию ферзя и убирается с поля, на его место выставляют ферзь, и у белых становится два ферзя.
Остальная часть правил:
Короли могут сближаться и бить друг друга. Если при ходе (или взятии другой фигуры) король сходит со своей линии, он превращается в фигуру той линии, на которую встал. Если в этот момент второго короля у игрока нет, партия считается проигранной.
Мат не считается победой, так как игрок, которому объявили шах или мат, в ответном ходе может передвинув одну из фигур на королевскую линию и получить нового короля.
Победа достигается взятием последнего короля у противника. После того, как один из игроков остается без королей, он признается проигравшим.
В русских линейных шахматах может быть несколько одинаковых фигур (ферзей, слонов, коней, ладьи) и несколько королей.
Рокировка возможна только в том случае, если у игрока на поле есть второй король. После рокировки, король и ладья обмениваются на другие фигуры, в зависимости от того, на каких линиях они оказались.
Достигнув последней горизонтали доски, пешка превращается в ту фигуру, на линии которой она оказалась.
Виктория Рындина