Михаил Фиталь родился и вырос в Волгограде. Непоседливый мальчишка, который мечтал о цирке с самого детства, несколько лет назад вписал своё имя в историю всемирно известного Cirque du Soleil, где он научился летать и правильно падать. В этом году Михаилу пришлось снова «упасть» в неизвестность из-за пандемии коронавируса. О работе в цирке, на льду, о тренировках и поддержке близких, а также о том, как тренер и цирковой артист пережил пандемию, — читайте в нашем материале.
«Мам, а может, не пойдем на тренировку?» или как Маугли стал гимнастом
— В дошкольном возрасте я с мамой был в гостях у ее подруги, где были кольца, турники и шведская стенка. Пока дамы пили чай, я исследовал снаряды, — вспоминает Михаил, — Где-то висел, как обезьянка, а где-то перелезал с одного места на другое, чувствуя себя Тарзаном или Маугли. В то время я был очень активным ребенком, который не мог усидеть на месте. Мою энергию нужно было куда-то девать. Вот так зародилась идея отдать меня в спорт. Мне было 5 лет, когда мы с мамой впервые переступили порог зала спортивной гимнастики. Наши тренеры проводили отбор среди детей, которые пришли вместе со мной. К счастью, мои навыки Маугли открыли мне дорогу в прекрасное будущее. Я полюбил спортивную гимнастику всем сердцем, хотя были моменты, когда идти на тренировку вообще не хотелось.
Были дни, когда маленький, но вертлявый и непоседливый Михаил спрашивал у мамы, можно ли не ходить на тренировку, но несмотря ни на что все равно шел в зал. Родные маленького спортсмена старались по максимуму его поддерживать, но без фанатизма, чемпиона никто растить не планировал.
— В спортивной гимнастике я провел 9 лет, стал кандидатом в мастера спорта, но, к сожалению, я перестал давать результаты. Поэтому тренерами было принято решение перевести меня в другой вид спорта — прыжки на акробатической дорожке. Занятия проходили в том же зале под руководством тех же людей, но уже на одном акробатическом снаряде вместо 6 гимнастических, — рассказывает волгоградец. — На акробатической дорожке я прыгал 4 года, дойдя также до кандидата в мастера спорта. Параллельно этому мы еще занимались командной гимнастикой, где были 3 рабочих снаряда и команда в составе минимум 6 человек. В 2009 году поступило предложение поехать на этап Первенства Европы по командной гимнастике. Поездка предполагалась за свой счет, так как спонсоров у нас не было. Родители нашей команды собрали необходимую сумму. Так мы оказались в Финляндии, став серебряными призерами этого этапа. К сожалению, следующий этап был через полтора месяца. По деньгам он выходил в 2 раза дороже, поэтому на него мы не поехали.
«Я и представить себе не мог, что попаду в Дю Солей»
В 2012 году талантливый гимнаст поступил в Волгоградскую государственную академию физической культуры, на кафедру гимнастики. Прыжки, зал, ежедневные занятия — все это Михаил полюбил всем сердцем, но мечта, поселившаяся в душе гимнаста еще в детстве, оставалась недостижимой. Цирк. Именно о нем думал и грезил Михаил с первого дня в зале спортивной гимнастике.
— Я учился на втором курсе, когда мне предложили приехать в Москву на просмотр в номер. Предложение поступило от моей одногруппницы, уехавшей туда неделей ранее. Так все и началось Изначально пригласили в один жанр, но по итогу я работал и работаю в других. Первое мое шоу было в 2014 году — «Аргонавты. Миф о Ясоне». Это одно из самых запоминающихся событий в моей жизни, — вспоминает цирковой артист. — Наша площадка находилась под открытым небом, так она еще и стояла посреди большого бассейна. В этом шоу у меня были разные роли. Сначала я был Кентавром, прыгающим на джампах, после этого я был отважным аргонавтом, желавшим найти золотое руно. Мы прыгали на акробатической дорожке, летали из качели в полотно, сражались с драконом, а в конце шоу нас на лебедке поднимали в воздух метров на 10, где мы выполняли синхронную работу с другими ребятами и девчонками.
Можете представить себе счастье и восторг парня, когда в 2015 году он совершенно неожиданно получил предложение поработать в Cirque du Soleil? На тот момент Михаил Фиталь еще учился на втором курсе университета, работать предстояло всего полтора месяца, но и ради этого крохотного шанса он немедленно отправился в путь.
— Мой руководитель предложил мне поехать на полтора месяца в сезонное шоу Skalada Storia, которое проходило в Андорре. Ответ я дал сразу же. Я думал, что краше эмоций, чем в «Аргонавтах», уже не будет, но я очень сильно ошибался. Во-первых, я и представить себе не мог, что я попаду в Дю Солей, а во-вторых, это был мой первый опыт общения с иностранцами, — вспоминает Михаил. — По иронии судьбы я не знал английского языка, мне пришлось объясняться с партнерами на пальцах, хотя все остальные ребята общались без проблем на английском, несмотря на свое самое разнообразное происхождение. Наше шоу проходило 5 раз в неделю, по вечерам. Площадка также была под открытым небом, но отличие было в количестве аудитории. Не передать словами, какие ты испытываешь эмоции, когда ты на протяжении всего шоу отдаешь свою энергию в зрительный зал, а в конце тебе возвращается она в 5000-м размере. Именно столько зрителей мы собирали каждое шоу под открытым небом.
Волгоградцу на полтора месяца пришлось превратиться в лаву, мощными потоками вырывающуюся из вулкана. Миша работал на огромной высоте на специальной качели, которая, помимо сложного механизма работы, требовала усилий при установке и миллиметровой точности.
— Если говорить о том, где еще мне довелось поработать, то я назову еще шоу Ильи Авербуха. Я участвовал в двух новогодних мероприятиях. Первым был «Малыш и Карлсон», а вторым — «Алиса в стране чудес». Каждое из этих шоу прекрасно по своему, — рассказывает Михаил. — Наша задача состояла не в том, чтобы исполнять акробатические номера на коньках, для этого был другой человек. Мы прыгали на дорожке, бегали по стенам, отталкиваясь спиной от батута, работали на высоте 5–6 метров от основного льда. В 2016 я работал в новогоднем ледовом шоу «Синдбад и принцесса Анна». Репетиционный период у нас был в Венгрии, а основную работу мы осуществляли в Москве. Несмотря на то, что мы работали за границей, языкового барьера как такового не было, потому что у нас был полностью русский состав. В этой постановке мы «бегали» в горизонтальном положении по огромному экрану, состоящему из маленьких мониторов. Часть нашей команды была пиратами, а часть — моряками. У нас были и драки, и прыжки, и шумиха, и любовь, вокруг которой развивалось шоу.
«Шли дни, недели, месяцы, а я сидел без работы»
2017 год стал переломным моментом для циркового артиста. Михаил попробовал вновь принять участие в кастинге труппы цирка Дю Солей, но не прошел его. Причина — помимо прыжков и работы «в качели» Мише требовалась и силовая работа, которой научиться в Волгограде не было возможности.
— В начале 2017 года у меня произошел провал в работе цирка. Я приехал домой с новогоднего шоу «Лапландия. Повелитель снега» и просидел без работы 4 месяца. Неизвестно, сколько бы я еще ждал предложений в цирк. Нужно было что-то делать. Потому что средства имеют свойства заканчиваться. Как раз в это время шел набор инструкторов в батутный парк. Туда я и отправился, — рассказал Михаил. — С этого момента началась моя тренерская деятельность. Сначала было непонятно, как это — преподавать, но с каждой попыткой картина становилась яснее. Научить других людей тому, что умеешь сам, было и остается главной задачей.
Цирковой артист стал тренером сразу по нескольким направлениям, навыков и знаний, к счастью, хватило. Миша стал работать в батутном парке и вести тренировки по акробатике, стретчингу, фитнесу на батутах. Улыбчивый волгоградец помогал детям совладать с батутом, а взрослым осуществить маленькие, порой детские и отчаянные мечты.
— Однажды ко мне на занятия пришел дедушка 70 лет, он очень уверенно держался на ногах, хоть и как-то стеснялся своего возраста. Билет ко мне ему подарили дети, и после непродолжительного общения дедушка признался, что хотел бы сделать сальто на батуте, и знаете что? Мы с ним это сделали, смогли! — с улыбкой вспоминает акробат. — Однако, коронавирус внес свои коррективы в мою жизнь. В марте нас закрыли. Оставшись снова без работы, я сначала думал, что все образуется, все наладится, и нас откроют. Но шли дни, недели, месяцы, а об открытии не было даже и речи.
«Моя жена снова толкала меня в гору»
Михаилу очень повезло с супругой, она поддерживала его, несмотря на трудности и отсутствие каких-либо перспектив. Жена волгоградца подала ему идею, как удержаться на плаву, не потерять форму и надежду.
— Моя жена говорила мне, что стоит попробовать вести тренировки онлайн. Но я не видел в этом перспективы, потому что не верил в это дело. Кто будет тренироваться онлайн? Кому это надо? Помимо своего неверия у меня еще и были страхи. Несмотря на свою открытость, я боялся камеры. Для меня она была огромным барьером, оттягивающим меня назад. Но, благо, я переборол свой страх. Кинул клич в интернете, что я провожу занятия онлайн, и тут же нашлись люди. Если честно, я был в шоке.
Большую часть лета Михаил провел за монитором телефона, объясняя людям разные элементы. В начале августа он начал вести тренировки на улице. Но стремительно приближающиеся холода заставили спортсмена решиться на ещё один отчаянный шаг.
— Мы нашли зал и стали вести подготовку для будущих занятий. Первым делом мы изучили правила Роспотребнадзора, гласящие, как должны проходить занятия в спортивных секциях. Нами были закуплены бактерицидная лампа, инфракрасный термометр, антибактериальное мыло и антисептические средства. Параллельно этому мы стали искать инвентарь, который нам пригодится в зале. Таким образом мы купили гимнастические маты, стоялки, гантели, скакалки, фитнес-резинки, коврики и многое другое.
К работе в цирке Михаил планирует вернуться когда-нибудь, ведь это то, чему навсегда и безвозвратно отдано его сердце. Он понимает, что не каждому дано быть чемпионом, но каждый способен быть лучше себя каждый день. К этому он и стремится.