В июле текущего года одной из крупнейших сортировочных станций ОАО «РЖД» – станции имени Максима Горького Волгоградского региона Приволжской железной дороги исполняется 150 лет.
Как сообщили V1.ru в службе корпоративных коммуникаций Приволжской железной дороги, место станции имени Максима Горького является историческим. В 1862 году здесь пролегла железная дорога Царицын – Калач-на-Дону, одна из первых в Российской империи. Первоначально она существовала как самостоятельная дорога и называлась Волжско-Донской. Ее путь в 72 версты пролегал от станции Волжская у Ельшанской балки до Калачевского затона станции Донская. На пути этой магистрали, на самой высокой точке между Волгой и Доном, располагалась станция Крутая, которая получила свое название из-за подъема, идущего вдоль Ельшанского оврага выше уровня Волги на 95 метров. Из-за маломощности паровозов на участке от Царицына до Крутой, где путь шел постоянно на подъем, в составе находилось всего по 10 вагонов. На Крутой формировались составы уже из сорока вагонов и продолжали путь к берегам Дона.
1 июля 1878 года Волжско-Донская железная дорога была присоединена к Грязе-Царицынской, благодаря ветке от Гумрака до станции Крутая. Именно на станции Крутая с 1888 по 1889 год в должности весовщика работал Алексей Пешков – будущий писатель Максим Горький. С 1900 года станция Крутая была переименована в Воропоново. В 1952 году на станции было введено паровозное депо, что позволило улучшить работу и ликвидировало одиночное следование паровозов между паровозным депо Сталинград и станцией Воропоново. Через два года после этого станция получила свое современное название в честь знаменитого писателя Максима Горького.
В связи с растущим грузопотоком 1 августа 1963 года на станции имени Максима Горького была сдана в эксплуатацию сортировочная горка – в ту пору единственная на Приволжской железной дороге. Среднесуточное отправление вагонов таким образом удалось увеличить в полтора раза. В 1970 году со станции ежесуточно отправлялось уже 5742 вагона.
А в начале третьего тысячелетия была проведена крупномасштабная реконструкция станции, которая стала одним из самых важных этапов в ее истории. Сегодня станция имени Максима Горького входит в список 32 крупнейших сортировочных станций на сети железных дорог страны: ее суточный вагонооборот составляет 12157 вагонов. Ежесуточно здесь формируется и отправляется около 70 поездов, еще столько же проходит через нее транзитом. Здесь сосредоточены более 10 крупных предприятий Приволжский магистрали, в том числе ремонтное и эксплуатационное локомотивные депо, Волгодонская дистанция пути, вагонное эксплуатационное депо, путевая машинная станция (ПМС-152). Круглосуточную, бесперебойную работу станции обеспечивает штат сотрудников численностью более 400 человек.
В настоящее время разрабатывается проект реконструкции станции имени Максима Горького, реализация которого позволит значительно повысить показатели работы и увеличить вагонопоток в среднем в три с половиной раза.