Волгоградский художник Сергей Борисов считает, что в сфере изобразительного искусства Волгограда сегодня царит глубокий застой. По мнению живописца, его причинами являются монополизм со стороны Российского союза художников (РСХ) и засилье в искусстве пенсионеров, которые мало что понимают в современном искусстве и потому безжалостно «душат» и «выкашивают» талантливую молодежь.
«Кладбищенская мертвость волгоградской жизни»
Живописец и график, член Творческого союза художников России Сергей Борисов ставит сфере живописи нынешнего Волгограда неутешительный диагноз.
«Главная беда и проблема сферы ИЗО Волгограда на сегодня и все последние 30 лет – совершено аномальная, разрушительная, допотопная, оставшаяся с советских еще времен односоюзная монопольная система ее функционирования с организацией «Союз художников России» во главе и в основе, – пишет художник в объемной статье, предоставленной им в редакцию портала V1.ru. – Притом что сфера изобразительного искусства всего мира и сегодня, и всегда живет по многосоюзной системе. Монопольность, монопольный способ или система функционировать – лучший способ уничтожить любое дело. Особенно – в сфере культуры. Что реально и происходит все последние 30 перестроечных лет с живописью и графикой в Волгограде. За все 30 перестроечных лет крайне необходимое реформирование этой сферы так и не было проведено чиновниками сначала областного комитета культуры, а теперь вот и чиновниками городского департамента по культуре, в чье ведение сфера попала года три назад. В результате на сегодня это направление искусства представляет из себя кладбище».
«Лучом, блеснувшим во мраке сегодняшней жизни», по мнению Сергея Борисова, стало открытие первой частной галереи «Трапеция» в Волгограде 5 марта 2014 года. Однако «историческое событие и для нашего отсталого во всем города» в итоге обернулось разочарованием.
«Почему так? Отнюдь не радующие особенности поведения «Трапеции», на мой взгляд, объясняются тем, что создавалась она в значительной мере отнюдь не от желания решать задачи волгоградской культуры. Создавалась, как это из всего видно, прежде всего как нечто подсобное главным полит- и бизнес-планам ее владельца, как нечто вторичное и служебное. Как способ пиара, рекламы. Чему и исправно служит вот уже более года. Галерея создавалась и была создана не для того, чтобы сломать и разрушить кладбищенскую мертвость волгоградской жизни, не для того, чтобы изменить эту аномальную «жизнь», а для того, чтобы комфортно в нее вписаться, занять в ней удобное и видное место. Галерея стала красивой игрушкой, драгоценным камушком, украшающим пальцы ее владельца, и только».
Старикам здесь не место
Не меньшее разочарование вызвал у автора и первый Волгоградский фестиваль современного изобразительного искусства (ВМФСИИ), который проходил с 5 сентября по 5 октября 2014 года.
Здесь роковой ошибкой и главным стратегическим и тактическим минусом, по мнению Сергея Борисова, стало самоназначение владельца галереи Евгения Маликова на место куратора фестиваля.
«Куратор – главная решающая и знаковая фигура любого выставочного мероприятия. Эта большая системообразующая ошибка повлекла за собой и все прочие – производные ошибки, все те минусы, о которых нам придется сказать. Особенности фестиваля определяются личностью самого Евгения Маликова: уровнем его компетентности в сфере ИЗО, в культуре, его интересами и планами в жизни Волгограда, его жизненной стратегией, привычной и характерной для него тактикой действий. Эта ошибка дорого стоила. Отсутствие должной авторитетной, хорошего уровня компетентности и прогрессивности фигуры куратора фестиваля – самый большой недостаток нашего ВМФСИИ. Причина многих происходящих от этого минусов. Причина того, что наш ВМФСИИ так и остался всего лишь местечковым событием, "бурей в стакане воды"», – пишет он.
Но еще большее негодование живописца вызвал состав экспертного совета фестиваля, членов которого он называет «эсхаэровскими бабушками». Свое возмущение Сергей Борисов объясняет тем, что, во-первых, в «многосоюзных реалиях» было нонсенсом формировать этот орган из представителей единственного объединения живописцев – Союза художников России. Во-вторых, господин Борисов убежден, что возраст членов экспертного совета и их советское прошлое не позволяют им адекватно оценивать работы, выполненные в жанре современного искусства.
«Вполне можно сказать, что это решение применительно к фестивалю современного искусства – трагикомичное решение. Явно противоположное, идущее вразрез и вопреки самой идее современного искусства! Как можно делать фестиваль современного искусства мозгами и руками людей, которые явно из прошлого?! Точнее говоря, из другого, враждебного и противоположного современному искусству, да и всему современному – эсхаэровского мира?! Из мира, в котором это самое современное искусство все последние 30 лет значилось как враг номер один, подлежащий уничтожению?! (Уж не говоря про более ранние времена...) Может быть, и сегодня значится, только втайне. И только для публики делается улыбчивый вид с учетом сегодняшней конъюнктуры».
Пройдясь отдельно по каждому члену экспертного совета, автор заявляет об их полной некомпетентности в жанре, которому был посвящен фестиваль и экспертами в котором им предстояло выступать. А сам Союз художников России, по его убеждению, является организацией, «благополучно уничтожившей волгоградское изобразительное искусство» и до 2009 года в лице своих «крутых мастодонтов-реалистов» «напрочь косой» выкашивавшей все те произведения, что несли в себе хоть какие-то признаки современного искусства.
«Нам, как воздух, нужны перемены! – уверен Сергей Борисов. – Степень отсталости и деградированности волгоградского ИЗО эпохой эсхаэровского монополизма и эсхаэровским тяжким наследием, эсхаэровскими кадрами, их и им привычными стандартами, представлениями – слишком велика! Слишком велика степень отсутствия нормально развитой, поступательной и цивилизованной, современной жизни в сфере изобразительного искусства Волгограда».
Художник вынужден уходить в ширпотреб
Директор областного научно-производственного центра по охране памятников истории и культуры Анатолий Мальченко полагает, что Сергей Борисов очень своевременно поднял тему прозябания искусства в Волгограде. Однако с выводами художника о причинах этого явления он категорически не согласен.
«С автором этого текста трудно не согласиться в одном: сфера изобразительного искусства Волгограда действительно переживает серьезный застой, – считает господин Мальченко. – Застой? Без сомнения, это так. И я как чиновник могу назвать одну из самых явных причин: раньше, как мы иногда говорим, в «проклятом коммунистическом прошлом», власть серьезно относилась к художникам. Более того, существовала закупочная комиссия при музее изобразительных искусств, выделялись специальные деньги, и ежегодно эта комиссия закупала у наших художников картины для музея, что пополняло и фонды музея, и стимулировало художников к творческому росту, развитию. Сейчас ничего этого нет.
Второе – если ты становился членом союза художников, то тебе обязательно выделялась – если не сразу, то по прошествии какого-то времени – художественная мастерская, где ты мог творить. И вопрос о том, сколько это стоит, не возникал, потому что тогда это стоило копейки.
Третье – существовали мастерские художественного фонда, в которых состояла на работе значительная часть художников. Они там ваяли, творили, одним словом, были востребованы.
Четвертое – существовала взаимосвязь между творческим союзом художников и творческим союзом архитекторов. Практически все знаковые архитектурные работы сопровождались какими-то декоративными украшениями. Посмотрите на выколотки на стенах домов справа и слева от Предмостной площади. Посмотрите на огромные панно на фасаде ТЮЗа, на фасаде проходной тракторного завода. Какая огромная выколотка «Память поколений», уничтоженная, к сожалению, самими милиционерами, была на здании нынешней академии МВД. А внутренние интерьеры тех же гостиниц «Волгоград», «Южная», 25-й больницы? Для украшения интерьеров заказывались картины, гобелены. То есть огромное количество произведений искусства создавалось в творческом союзе художников и архитекторов. И, конечно, у художников был стимул работать, развиваться, стремиться к повышению мастерства.
Что происходит сейчас? Сегодня художник предоставлен сам себе, властью его работа не востребована. Но куда хуже то, что его творчество из-за низкого уровня доходов в регионе не востребовано и населением. Кто сегодня в Волгоградской области, где средняя зарплата не дотягивает до 23 тысяч, купит действительно хорошее произведение искусства? Таких единицы. А художнику надо жить, для него профессия – единственный источник средств к существованию. Поэтому кто-то из них начинает делать «картинки» на потребу публики. Которые быстро рисуются и дешево стоят. И у нас появляется вот эта галерея «лубочной» живописи на Аллее Героев. И художникам приходится уходить на этот ширпотреб. Другие, кто действительно что-то может и ценит свой дар, остаются невостребованными. Вот об этом надо говорить в первую очередь».
Для художника возраст не помеха
Председатель Волгоградского отделения Союза художников России Георгий Матевосян в свою очередь убежден в том, что проблема монополизма СХР и засилия в сфере живописи неприязненно настроенных к современному искусству пенсионеров-ретроградов является надуманной.
«Я не люблю, когда изобразительное искусство заменяют на аббревиатуру ИЗО, – признался господин Матевосян. – Ну это так, к слову. Почему молодые творческие, талантливые, современные художники стремятся войти в наш союз? Ответ прост – здесь они получат возможность развиваться и расти профессионально. К тому же школа, преемственность... Мы же не Иваны, не помнящие своего родства. В июле этого года состоялась выставка молодых художников, вступивших в наше отделение Союза художников России. Это событие для них, ведь для вступления необходимо участвовать в выставках, пройти отбор, показать свое владение композицией, рисунком, цветом и, самое главное, показать свою индивидуальность.
В нашем отделении Союза художников России много направлений и течений: и реализм, и сюрреализм, и авангардизм, и арт-изыски... на любой вкус. А объединяет нас одно – профессионализм.
В России сегодня много объединений, организаций, собирающих под своим крылом и за определенный взнос всех, кто пожелает назваться или художником, или инсталлятором, или...
На вопрос о том, с какого возраста считать художника немолодым, я бы воздержался с ответом. Ставить планку и равнять всех под одну гребенку несерьезно. В нашей молодежной секции возрастной ценз 35 лет. Но наряду с молодыми художниками огромный вклад в изобразительное искусство вносят и возрастные художники. Если творец и в 90 молод в душе, ему и карты в руки. Яркий пример Михаил Яковлевич Пышта. Он в свои 90 с хвостиком даст фору в новизне и колорите любому юнцу.
История знает немало примеров, когда возрастные художники, музыканты, писатели, композиторы, ученые создавали шедевры, открывали законы. Надо быть позитивным, любить людей, творить... Время все расставит по своим местам».