Главный муниципальный перевозчик Волгограда – МУП «Метроэлектротранс» – находится на грани банкротства, а ресурс подвижного состава предприятия практически полностью выработан. Таковы данные проверки, проведенной накануне специалистами контрольно-счетной палаты Волгоградской области.
В отчете КСП указывается, что общественный электротранспорт Волгограда фактически полностью выработал свой ресурс. При этом средств на обновление парка трамваев и троллейбусов МУП «Метроэлектротранс» не выделяет уже несколько лет, ограничиваясь только текущим и капитальным ремонтом.
Проверяющие установили, что на пути к банкротству предприятие оказалось по вине администрации Волгограда.
Так, по данным на конец 2014 года, износ подвижного состава волгоградских трамваев составил 97,0% при нормативном сроке службы 35,2 года, износ троллейбусов – 81,1% при сроке службы 19,2 года.
Двумя ключевыми причинами плачевного финансового состояния МУ «Метроэлектротранс» эксперты областной контрольно-счетной палаты посчитали несоблюдение муниципалитетом обязательств по возмещению затрат предприятия, связанных с оказанием услуг по тарифам, и высокую закредитованность «Метроэлектротранса».
В частности, из-за отказа городских властей поднимать стоимость проезда в городском электротранспорте, несмотря на существовавшую насущную необходимость в индексации платы за проезд, с 1 июня 2012 года по 30 июня 2015 года при одновременном неисполнении обязательств городского бюджета в части полного возмещения убытков от установления тарифов на перевозки электротранспортом, сформировались убытки в размере 1306,7 млн рублей, способствующие доведению финансового состояния перевозчика до состояния банкротства.
Примечательно, что в случае банкротства МУП «Метроэлектротранс» город лишится не только трамваев и троллейбусов, но и муниципального имущества на сумму в два миллиарда рублей. Несмотря на стабильно ухудшающуюся финансовую ситуацию МУП «Метроэлектротранс», муниципалитет посчитал возможным обеспечить растущий кредитный долг МУПа бюджетной гарантией, заложив муниципальное имущество.
«Ввиду ухудшающегося финансового состояния предприятие прибегло к привлечению банковских кредитов, объем которых с 1 января 2014 года по 1 сентября 2015 года увеличился до 350 млн рублей, или на 66,0%, при этом только за восемь месяцев 2015 года расходы на оплату процентов составили 36,6 млн рублей, – напомнили аудиторы КСП Волгоградской области. – В обеспечение сделки по кредитованию на 344 млн рублей заложено муниципальное имущество общей стоимостью 2020,7 млн руб., закрепленное не только за МУП «Метроэлектротранс» (127,8 млн руб.), но и за МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство» (127,5 млн руб.), а также имущество муниципальной казны (1765,4 млн рублей). При убыточности, финансовой неустойчивости МУП «Метроэлектротранс» возникают риски изъятия заложенного имущества из муниципальной собственности в частную».
В мэрии Волгограда и пресс-службе МУП «Метроэлектротранс» выводы аудиторов Контрольно-счетной палаты региона пока никак не комментируют.
Как на условиях анонимности сообщил V1.ru один из сотрудников предприятия, в 2012 году предприятие было отнесено к категории энергоемких производств, из-за чего тариф за электроэнергию резко вырос, а все протесты главного муниципального перевозчика Волгограда на этот счет остались неуслышанными. Более того, за слишком активное отстаивание своей позиции транспортников якобы даже жестко одернули из городской администрации.
«Нам было дано понять, что нам следует прекратить свои действия, которые способствуют дестабилизации общественно-политической ситуации в Волгограде, – пояснил собеседник. – То есть, помощи из мэрии мы не дождались, а неоднократный отказ от повышения стоимости проезда, который принимался городскими властями из-за соображений политической конъюнктуры, окончательно подкосил предприятие».
По словам источника, в настоящее время внутренние ресурсы предприятия для экономии практически исчерпаны. Сокращена значительная часть инженерно-технического персонала, последние две волны сокращений имели место в начале и конце прошлого, 2015 года. Из двух депо – №1 и №4, которые находились в Дзержинском и Краснооктябрьском районе, – был образован единый троллейбусный парк. Однако достигнутая подобными реорганизационными мерами экономия все равно не идет ни в какое сравнение с тем грузом долгов, под которым задыхается МУП «Метроэлектротранс».
Заместитель председателя комитета Волгоградской городской думы по дорожному хозяйству, транспорту и промышленности Сергей Пискарев тем временем считает, что большая часть вины за кризис на предприятии лежит на его руководстве.
«Во-первых, я не вполне убежден в объективности данных проверки КСП, потому что проверка не являлась всеобъемлющей, и при таком подходе возможны разного рода погрешности и неточности, – отмечает господин Пискарев. – Действительно, подвижной состав находится в не очень хорошем состоянии, но все-таки 90 процентов износа – это, на мой взгляд, чересчур. Эта цифра вряд ли объективна, потому что в последнее время городом закупались новые скоростные трамваи. То есть, часть от необходимого все-таки закуплено и находится в лизинге. Так что я полагаю, что более реально выглядит цифра в 70 процентов.
Второе – ситуация действительно выглядит критической, если ее не начинать исправлять сегодня. План мероприятий по исправлению ситуации есть, и часть из них, к сожалению, больно ударит по жителям города. В частности, я имею в виду необходимость сокращать некоторые маршруты. Конечно, как депутат я должен отстаивать интересы жителей, но когда стоит выбор потерять предприятие вообще или все-таки сохранить городской электротранспорт ценой каких-то жертв, то я выбираю последний вариант. Чтобы изменить ситуацию, надо убирать те маршруты, которые содержать сегодня просто невозможно, потому что себестоимость проезда на них доходит до 50 рублей, и с этим что-то надо делать, и так далее.
Нужно разбираться и с администрацией МУПа, которая раздула штаты, начальство предприятия имеет личных водителей, личных секретарей. Я думаю, от красивой жизни нужно отказываться. Тем более, что город каждый год дотирует это предприятие, но при этом мы не видим со стороны его руководства отдачи, каких-то планов по оптимизации расходов».
Фото: Фото из архива редакции