Режиссер спектакля «И побеждали, и любили!», премьера которого прошла в театрально-концертной гостиной волгоградского отделения Российского военно-исторического общества, Алексей Серов считает, что многое из того, что происходит сейчас, было бы совершенно недопустимо в XIX веке.
«Наш спектакль "И побеждали, и любили!" посвящен совершенно уникальной теме в русской культуре и русской истории – русской дуэли, – рассказал V1.ru Алексей Серов. – Такого не было нигде и никогда уже не будет. Это исключительно российская традиция XIX века, когда практически все великие писатели, поэты, художники и композиторы были или выходцами военных училищ, или кадровыми офицерами русской армии. Это поразительная особенность русской культуры.
Офицерами были Михаил Лермонтов и Лев Толстой, а морским офицером – Римский-Корсаков. Даже Владимир Иванович Даль, чей толковый словарь русского языка до сих пор считается лучшим толковым словарем в России, был кадровым офицером и участвовал в войне с турками. Единственным учебным заведением, которое окончил Федор Достоевский, между прочим, было военно-инженерное училище в Михайловском замке в Петербурге. Наверное, это связано с тем, что служение в армии было невероятно престижным и военные училища и академии давали очень мощное разноплановое образование.
Напрямую с этим были связаны и дуэльные традиции в России. Как мы знаем, два лучших поэта России – Александр Пушкин и Михаил Лермонтов погибли на дуэли. Еще Федор Достоевский говорил, что русский человек если и перейдет в католичество, то сразу и иезуитом станет. Русский человек всегда идет дальше остальных. Так произошло и с русской дуэлью: мы брали европейский дуэльный кодекс, где они не стрелялись меньше чем с 15 шагов и начинали стреляться с десяти, с шести, а иногда и с трех шагов. Чтобы уж наверняка. Когда мы начали готовить спектакль и читать дуэльный кодекс, то возникло поразительное ощущение – то, что повсеместно происходит у нас сейчас, да и, наверное, во всем мире, было невозможным в России XIX века. Потому что очень за многое можно было вызвать к барьеру. И нарушившему общепринятые традиции приходилось отвечать за свои слова и свои поступки».