Город ЧМ-2018 уничтожил в Волгограде исторический вокзал

ЧМ-2018 уничтожил в Волгограде исторический вокзал

Возможно, вокзал был последним 2-этажным деревянным зданием, уцелевшим после Сталинградской битвы.

Деревянное историческое здание железнодорожного вокзала на станции Гумрак в Дзержинском районе Волгограда полностью уничтожено, и целесообразность его сноса сейчас выясняет транспортная прокуратура. Считается, что вокзал был последним двухэтажным деревянным зданием в городе, уцелевшим после Сталинградской битвы, но официальным памятником стать не успел, пав жертвой подготовки к ЧМ-2018.

Родившийся в Царицыне

В настоящее время здания вокзала на станции Гумрак больше нет. Простояв более 100 лет и выдержав две войны и одну революцию, оно превратилось в груду обломков и битого кирпича, по официальной версии, в рамках подготовки к грядущему чемпионату мира по футболу 2018 года. По неофициальной – из-за нежелания собственника нести затраты на ремонт и содержание в надлежащем виде исторического здания.

Точная дата постройки вокзала в Гумраке остается неизвестной и варьируется от 70-х годов XIX века до 1917 года. Считается, что станция появилась одновременно с железной дорогой в Гумраке – 1 июля 1878 года. Проложенная здесь ветка от Гумрака до Воропоново (станция Максима Горького) соединила Волго-Донскую железную дорогу с Грязе-Царицынской. В документах говорится, что ежедневно по этой ветке проходило 125 цистерн, а на станции действовал сортировочный пункт и водозабор для паровозов. Именно для этого неподалеку были построены в начале XX века еще два капитальных здания, сохранившихся до сих пор: одноэтажное закругленное здание водонасосной станции в 10 метрах от вокзала и водонапорная башня из красного кирпича в 300 метрах.

В 1941 году значение станции резко выросло: с сентября по декабрь была построена и введена в строй дорога Гумрак–Владимировка протяженностью около 200 километров с сооружением железнодорожной переправы через Волгу чуть выше Сталинградского тракторного завода. Эта ветка связала Сталинград с Заволжьем и с Рязано-Уральской железной дорогой, идущей по левому берегу Волги.

Но, несмотря на бурное развитие, внешний облик вокзала продолжал оставаться практически неизменным и характерным для вокзалов небольших станций. Двухэтажный дом с мезонином был выполнен из толстого деревянного бруса и стоял на каменном цокольном этаже с подвалом. Такой каменно-деревянный тип зданий был распространен в связи с дороговизной строительства каменных двухэтажных домов. Также по типовому образцу были расположены и внутренние помещения: посередине вестибюль с главным входом, а по бокам – кассы и служебные помещения. Второй этаж занимали жилые комнаты.

Уцелевший в Сталинграде

Как сообщили V1.ru в информационно-издательском отделе музея-заповедника «Сталинградская битва», деревянный двухэтажный вокзал на станции Гумрак стал одним из зданий, отмеченных в истории великой битвы на Волге. Неподалеку от него, в поле между аэродромом и вокзалом, располагался командный пункт шестой полевой армии вермахта.

«Немногие убежища штаба армии были расположены в открытой степи, наполовину над землей, наполовину под землей. Ни одного дерева, ни одного куста, которые служили бы прикрытием. Вокруг были расположены другие бункеры, вдоль и поперек соединенные дорогами для транспорта и тропинками», – описывал в декабре 1942 года территорию возле вокзала полковник, первый адъютант штаба шестой полевой армии Вильгельм Адам в своих мемуарах.

Поэтому сложенный из мощного бутового камня цокольный этаж вокзала стал для немецкого командования местом размещения штаба армии с конца ноября 1942 года вплоть до января 1943 года. Именно в этом подвале, согласно воспоминаниям немецких офицеров, Фридрих Паулюс выслушивал доклады подчиненных, а непосредственно в день празднования Рождества – 25 декабря 1942 года распекал начальника сигнальной службы армии полковника Ван Ховена.

Не пустовали во время Сталинградской битвы также первый и второй этажи вокзала, где вплоть до взятия Гумрака советскими войсками размещался немецкий полевой госпиталь. В записях от 10 января 1943 года полковник Адам упоминал, что «на вокзале в Гумраке мы попали в плотную толпу раненых... Надежды вылечить их все равно не было. Паулюс приказал главным врачам оставлять лазареты наступающему противнику. Русские нашли и штабель окоченевших трупов немецких солдат, которые несколько недель назад были навалены за этим домом смерти один на другой»

«Я не помню уже, почему так случилось, но я был почти первым, кто ворвался на стацию Гумрак, – вспоминал участник Сталинградской битвы, советский поэт-переводчик Наум Гребнев. – Как ни странно, деревянное станционное здание было цело. Немного поодаль стояли два санитарных поезда…. Станционное здание было забито людьми. Лежали там и мертвые, и умирающие, и вполне здоровые. Смотреть на это было страшно даже нам, а мы за полтора года войны успели повидать многое».

«Это может показаться на первый взгляд странным, но с немецкой стороны в истории Сталинградской битвы вокзал Гумрака являлся символом не менее известным, чем элеватор и цех №4 завода "Красный Октябрь", на взятие которого они потратили больше времени, чем на покорение Франции, – рассуждает известный волгоградский поисковик и краевед Геннадий Слива. – Мамаев курган, кстати, такого внимания у них не заслужил. А вокзал в Гумраке для немцев был рубежным объектом. Сакральной точкой перехода от жизни к смерти в Сталинграде.

Мне попадался как-то в руки фотоальбом немецкого солдата, аналог тех, что в советской армии назывались дембельскими. Фотоаппараты были широко распространены среди солдат вермахта, а используемая в них широкоформатная пленка позволяла печатать фотоснимки в полевых условиях без увеличителя. В том альбоме символичность вокзала Гумрака выглядела максимально наглядно. В начале альбома – традиционные кадры в парадном обмундировании. Вот учебная часть в Германии. Вот он красиво держит винтовку, вот отдыхает с приятелями. Следом снимки из солнечной Франции, почти мирная жизнь, улыбки на лицах. Но, затем на фото эшелон идущий по степям. И переломное фото – вокзал Гумрака. Улыбок больше нет. Владелец альбома копает на фото траншею и… И все. На следующей странице уже вклеена похоронка».

Погибший в Волгограде

Отремонтированный после войны вокзал долгое время использовался по прямому назначению. В последнее десятилетие первый этаж и каменные низы были заняты канцелярией и складом начальника участка дороги, а на втором этаже проживали несколько семей железнодорожников. О вокзале, собственно, практически забыли, и в поле зрения общественности он попадал только в связи с проживающими в нем семьями, которых никак не могли переселить в нормальные квартиры. Постепенно вокзал ветшал и начал считаться аварийным.

В 2011 году ГБУК «Областной научно-производственный центр по охране памятников истории и культуры» в связи со строительством путепроводной развязки Приволжской железной дороги выявил на станции Гумрак три сооружения, обладающих признаками объектов культурного наследия: вокзал, водонапорную башню и насосную станцию, построенные в конце XIX – начале XX века. Выводы проведенного обследования были однозначны: все три объекта, в том числе вокзал станции Гумрак, обладают историко-культурной и художественной ценностью и рекомендуются к включению в перечень выявленных объектов истории и культуры.

В 2013 году ООО «Экспертиза Поволжья» из Саратова, работая по заказу Приволжской железной дороги, провело собственную государственную историко-культурную экспертизу объектов и подтвердило результаты предыдущего обследования. Обе экспертизы были переданы как в Приволжскую железную дорогу, так и в комитет по культуре Волгоградской области для дальнейшего оформления документации и постановке на учет выявленных объектов культурного наследия.

Но, по неизвестным причинам, несмотря на переданные как в Приволжскую железную дорогу, так и в комитет по культуре администрации Волгоградской области материалы двух экспертиз, решение о внесении в государственный реестр памятников истории и культуры Российской Федерации принято не было.

Как сообщили V1.ru в службе корпоративных коммуникаций Приволжской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», еще в прошлом году было принято решение о строительстве участка железной дороги для пуска аэроэкспресса от железнодорожного вокзала Волгоград-1 до аэропорта протяженностью 1,2 километра. В рамках подготовки к строительно-монтажным работам по прокладке новой ветки решено снести признанное аварийным и не являющимся официально признанным культурно-исторической ценностью здание вокзала станции Гумрак.

В начале марта к расселенному вокзалу Гумрака прибыла строительная техника и бригада рабочих, оперативно уничтоживших кровлю здания и весь второй этаж. Комитет по культуре администрации региона от вмешательства уклонился, как и позабыл о ранее полученных документах на вокзал.

«Здание вокзала станции Гумрак, к сожалению, не входит в список объектов культурного наследия, – заявлял V1.ru руководитель комитета по культуре Волгоградской области Виктор Гепфнер. – Кроме того, и документов о вновь выявленном объекте культурного наследия комитет тоже не получал, что бы там ни говорили защитники памятников истории и культуры. Таким образом, защита вокзала от сноса находится вне компетенции комитета по культуре».

Не остановило снос вокзала и заявление, поданное на имя прокурора Волгоградской области Максима Ершова председателем совета Волгоградского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Валерием Котельниковым. В заявлении он просил провести полное и всестороннее расследования обстоятельств произошедшего, приостановить работы по сносу здания как обладающего признаками обьекта культурного наследия и, в случае установления незаконности сноса здания, обязать виновных восстановить вокзал станции Гумрак.

По словам господина Котельникова, ответа на обращение в прокуратуру им до сих пор не получено, а уже к 13 марта снос здания был полностью завершен и на месте бывшего образца деревянного железнодорожного зодчества остались лишь груда деревянных обломков и не до конца обваленные стены подвала.

И только после того как здания вокзала не стало отреагировал комитет по культуре администрации Волгоградской области.

Как сообщает V1.ru со ссылкой на официальное письмо за подписью заместителя председателя комитета по культуре администрации Волгоградской области Нины Селивановой, в комитете культуры Волгоградской области отсутствовала информация о лице, которым осуществлялся снос здания вокзала станции Гумрак. Поэтому все материалы по сносу вокзала направлены 10 марта в Волгоградскую транспортную прокуратуру для принятия мер прокурорского реагирования.

Кроме того, комитетом культуры Волгоградской области дано поручение Госудственному бюджетному учреждению культуры «Областной научно-производственный центр по охране памятников истории и культуры» рассмотреть материалы по вопросу включения здания вокзала станции Гумрак, обладающего признаками объекта культурного наследия в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

«У меня складывается впечатление, что никакому чемпионату мира по футболу 2018 года вокзал Гумрака не мешал, – считает Валерий Котельников. – Теперь на его месте появится, скорее всего, типовой и безликий блочный вокзальный модуль с кассой, залом ожидания и санузлом. Эксплуатировать такой модуль гораздо дешевле, чем восстанавливать, реставрировать и поддерживать в надлежащем состоянии обьект культурного наследия. Поэтому я не исключаю, что сейчас риск быть уничтоженными навис и над другими малыми вокзалами Волгоградской области, также пережившими Сталинградскую битву – Нижний Чир, Суровикино, Алексиково и многими другими. Желание сэкономить легко может у нас в регионе одержать верх над памятью и историей».

Напомним, ситуация с вокзалом станции Гумрак стала уже третьим случаем за последнее время, когда деятельность ОАО «РЖД» вызывает резкие возражения со стороны волгоградских активистов движения по охране памятников истории и культуры. Так, осенью 2014 года в рамках «плановых мероприятий по поддержанию порядка на насыпи железнодорожного полотна» были уничтожены сохранившиеся до этого момента исторические опоры Царицынского виадука на перегоне между станциями Волгоград-1 и Волгоград-2 в Центральном районе Волгограда.
Кроме того, в декабре прошлого года выяснилось, что отправленная в 2014 году на реконструкцию пятифигурная скульптурная группа «Апофеоз труда», установленная на главном фасаде железнодорожного вокзала Волгоград-1, скорее всего, уничтожена и, возможно, будет заменена подделкой из совершенно другого материала.

Фото: Фото Марии Часовитиной и из социальных сетей

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
13
ТОП 5
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
Стильные люди и толпы бездомных. Блогер провела неделю во Франции и Испании — что ее поразило
Анонимное мнение
Мнение
«Сил их терпеть нет даже у меня». Правдивый рассказ хозяйки трех шотландских кошек — их заводят за милую внешность
Анонимное мнение
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления