В чем причина низкой инвестиционной привлекательности Волгограда? Почему Волгоград стал пионером в области коммунальных концессий? От чего на самом деле страдает волгоградский бизнес? Почему в Волгоград приглашают иногородних варягов-управленцев? Станет ли туристический кластер точкой роста для волгоградской экономики? На эти и другие вопросы V1.ru ответил депутат Волгоградской областной думы Руслан Шарифов.
– Руслан Вагитович, одним из самых неприятных для Волгоградской области известий, прозвучавших на Петербургском международном экономическом форуме, стало значительное ухудшение позиций в инвестиционном рейтинге АСИ. Чем можно объяснить такое падение и насколько оно критично для региона?
– Начну с того, что рейтинг АСИ еще никто официально не видел, и составляется он на основе 45 критериев, часть из которых основывается на мнении отобранных в регионе экспертов. Таким образом, личное восприятие этих людей будет сильно влиять на результат. Если учесть, что в Волгограде в последние годы стало принято ругать власть, то результат закономерен, но я бы не сказал, что объективен. Откровенного говоря, последние 13 лет, когда область находилась под управлением предшественников Андрея Ивановича Бочарова, с точки зрения экономики она уверенно катилась вниз. В то время, когда другие регионы были заняты развитием и привлечением иностранных инвесторов и давали им возможность строить на своей территории заводы и открывать компании, мы довольствовались тем, что у нас есть. На тот момент 30% регионального бюджета формировалось от налоговых поступлений «Лукойла», а после того, как в Котельниково обнаружили мощное месторождение калийных солей, власти и вовсе успокоились. На самом деле, сегодня крупные промышленные предприятия Волгоградской области выглядят неплохо и все в большей части работают. На достойном уровне представлено и сельское хозяйство региона. Проблемы есть у малого и среднего бизнеса, который сильнее других ощущает эту стагнацию нескольких лет .
Понятно, что изменить ситуацию, которая ухудшалась более десятка лет, в одночасье невозможно. В этой ситуации нынешний губернатор Андрей Бочаров сделал главное – сформировал новую вертикаль управления, сделав ставку на местных людей, которые нацелены на достижение результата. Проблема в том, что сегодня он столкнулся с отсутствием в регионе квалифицированных управленческих кадров. Много сегодняшних руководителей нацелены на процесс, а не на результат. И когда область стала избавляться от таких людей, оказалось, что заменить их просто некем. У нас мало профессионалов, которые были бы способны воплотить в жизнь стратегию Андрея Бочарова. Поэтому сейчас он вынужден управлять областью практически в ручном режиме.
– В таком случае как в перспективе область может решать кадровый вопрос?
– Начинать надо с малого. К примеру: у нас есть замечательное учебное заведение – Академия Госслужбы, которая выпускает очень востребованных студентов. Наша задача – сделать работу интересной и перспективной для тех, кто хочет и готов работать честно. И я за то, чтобы при необходимости привлекать иногородних специалистов, если нет своих. С этой точки зрения, я считаю, очень грамотным было решение привлечь в регион профессионала такого уровня, как Москвичев, которому предложили выдвигаться в Госдуму от Волгоградской области. Возможно, он пока не очень известен в Волгограде, но привлечь на свою сторону такого мощного игрока и лоббиста, как председатель думского комитета по транспорту, – это очень правильный ход со стороны губернатора.
– Вы считаете, что это поможет решить одну из главных волгоградских проблем – дороги?
– Безусловно, подвижки в этом направлении уже видим, и в ожидании ЧМ-2018 у нас нет иного выхода. Решая проблему дорог, губернатор принял не только это нестандартное решение. Я думаю, нужно обладать достаточной смелостью, чтобы не побояться показать премьеру Дмитрию Медведеву истинную ситуацию в этом вопросе. Эта смелость оправдала себя, премьер правильно оценил ситуацию, которая была вызвана многолетним недофинансированием, и выделил региону дополнительные 1,2 миллиарда рублей на ремонт дорог. В последние годы Волгоград не осваивал на ремонт дорог более миллиарда. Сегодня уже на Волгоград подтверждено 4,2 миллиарда рублей на дороги в этом году.
– Тогда почему при наличии всех этих ресурсов Волгоград в последнее время делает ставку не на собственные силы, а привлекает концессионеров?
– Отчасти такое решение продиктовано неэффективным управлением и как раз отсутствием того самого кадрового потенциала, с которого мы начали разговор. При этом концессионная схема уже показала свою эффективность. Работает концессия Водоканала, на очереди тепловое хозяйство и электроснабжение. К этой проблеме добавляется и отсутствие совершенной схемы городским управлением, в которой, к примеру, до сих пор не определен статус глав районов. Ведь на сегодня у них нет ни средств, ни полномочий, чтобы решать возложенные на них задачи. Получается, что они просто дублируют городские функции, а ответственность за конкретный результат до предела размыта.
Город пришел к этому еще во времена одного из последних выбранных мэров, который лишил районы собственных небольших денег. И с тех пор уровень управленческих решений и возможностей глав районов в Волгограде крайне низкий. Но при этом штаты районных администраций не страдают от количества работников. Я уверен, что если сегодня половину этих людей уволить, то для города ничего не изменится. Во всяком случае, в худшую сторону. Наоборот, на сэкономленные средства в Волгограде можно было бы каждый месяц открывать новый парк для прогулок.
Неэффективные чиновники так же неэффективно тратят бюджетные деньги. К примеру, мы жалуемся на свои дороги, которые каждый год теряют асфальт вместе с талым снегом, но не хотим брать пример с других крупных городов, где центральные магистрали строят по технологии щебеночно-мастичного асфальтобетона (ШМА). Да, она затратнее привычной примерно на тысячу рублей за квадратный метр, зато срок службы такого покрытия в два раза выше стандартного. На самом деле установки на то, чтобы начать работать в заданном русле, руководством области уже сделаны. Андрей Бочаров очень правильно ставит задачи перед регионом, но пока страдает их воплощение. Мне кажется, что городу пора менять конструкцию управлением городом вместе со структурой и полномочиями районных администраций.
– Представители малого бизнеса сегодня возмущены тем, что вместо того, чтобы дать им спокойно работать в кризис, город усиленно занялся сносом киосков и расчисткой города от рекламы на пути следования ЧМ-2018. В чем здесь логика?
– Логика в том, что сегодня бессмысленно ждать прихода инвесторов в город, который больше похож на восточный базар, чем на современный миллионник. Посмотрите, во что превратились центральные улицы Волгограда с кучей разномастных павильонов, пристроек и рекламных конструкций. В чем логика, когда на улице Землячки на небольшом пятачке работают четыре-пять цветочных павильонов, которые медленно убивают друг друга и едва выживают? Проблема в том, что районная власть это когда-то согласовала и допустила такую ситуацию, в которой отсутствует какая-либо логика. Кто решил, что именно в это месте нужно пять цветочных павильонов, нужно ли нам столько рекламы, сколько мы видим сейчас на улицах города? Я за бизнес, но я считаю, что сейчас от наведения порядка он только выиграет. Пусть на той же Землячке останется один павильон, но он будет достойным. А остальным, думаю, подыщут другое место. «Бизнес по-волгоградски» живет в серьезном временном отрыве от прогрессивных городов, и сейчас процесс наведения порядка и систематизации может быть болезненным прежде всего с моральной точки зрения. В том же Ростове-на-Дону, который нам часто ставят в пример, нашли способы примирить бизнес с пользой для горожан. Например, там есть галерея, в которой собрали десяток продавцов шаурмы. С одной стороны – конкуренция, но с другой – у горожан появился интерес к этому месту, это как кулинарная экскурсия, где можно и выбрать и попробовать еду в нескольких закусочных.
– Как считаете, способно сегодня волгоградское бизнес-сообщество выступать единым фронтом, отстаивая свои интересы?
– По большому счету, говорить об активной позиции в Волгограде бизнес-сообщества я считаю преувеличением. Да, у нас есть Ротари-клуб, который является достаточно непубличным сообществом, есть «Деловая Россия», Торгово-промышленная палата, есть «Опора России», но пока все они отстаивают свои интересы очень вяло и беззубо. Из-за того, что по большому счету эти организации ничего в городе не решают, и предприниматели не очень стремятся в них вступить. Очень хочется верить, что сейчас, когда региональное отделение «Деловой России» возглавил Юрий Чехов, такой лидер у волгоградского бизнеса появился.
– А есть ли сегодня идея, которая могла бы объединить волгоградский бизнес в ближайшем будущем?
– Думаю, такой идеей как раз могло бы стать создание на базе региона туристско-рекреационного кластера «Территория Побед». Соответствующее решение уже принято, и оно даже предполагает дополнительные вливания в региональный бюджет. Тем более что у Волгограда нет иного варианта, кроме как навести порядок к 2018 году. Нам есть что показать туристам, просто нужно это грамотно оформить и преподнести. И вот здесь усилия малого и среднего бизнеса могут быть очень востребованы.
Фото: Фото Елены Ведериной