Владельцы работающих в Волгограде фирм-перевозчиков бьют тревогу: с маршруток начали массово увольняться водители. По словам перевозчиков, водители деморализованы заявлениями городских властей о намерении выдавить маршрутки с рынка городских перевозок и не видят смысла оставаться в умирающем, по их мнению, бизнесе.
Как сообщил V1.ru владелец одной из фирм-перевозчиков, только с начала лета с принадлежащего ему предприятия уже уволилось восемь водителей, шестеро из которых одновременно являлись владельцами тех «Газелей», на которых работали. Таким образом, фирма получила двойной удар, потеряв как в «живой силе», так и в технике.
С дефицитом водительских кадров, по словам собеседника, столкнулись и другие аналогичные фирмы. «Старая гвардия» водителей увольняется, а новых удается набрать с большим трудом, поскольку о том, что маршруткам в Волгограде осталось жить максимум до начала следующего года, сегодня не слышал только ленивый.
Причина, по мнению источника, состоит в том, что городским властям удалось запугать некоторых участников рынка и внушить им мысль, что не мытьем, так катаньем, но с маршрутками в Волгограде будет покончено. Кроме того, определенное влияние на водителей оказывает и пропаганда успехов ПАТП №7, где якобы создана прогрессивная система мотивации сотрудников, в результате чего зарплата у отдельных водителей начала достигать 35–40 тысяч рублей. Однако в невероятные успехи еще недавно дышавшего на ладан МУПа верят далеко не все.
Проблема оттока водительских кадров, по словам собеседника, хотя и ощутима, но все же пока не достигла критических масштабов. Куда больше владельцев фирм-перевозчиков пугает перспектива быть вытолкнутыми из бизнеса в тот момент, когда большинство из них по требованию мэрии влезли в долги, чтобы обновить подвижной состав.
«Мы купились на слова городских чиновников, которые убеждали нас, что, заменив подержанные "Газели" на новые иномарки, мы получим какие-то преимущества перед другими участниками рынка, – с горечью говорит директор другой фирмы. – Сегодня у нас 85% транспортных средств составляют иномарки, чтобы купить которые, пришлось взять большой кредит. А теперь чиновники заявляют: маршрутки уже не актуальны, покупайте автобусы либо уходите с рынка».
Выход из сложившейся ситуации маршрутчики видят в уходе в заказные перевозки, тем более что ряд бывших их коллег сегодня уже трудится в качестве маршрутного такси, работающего по заказу.
«Управление государственного автодорожного надзора по Волгоградской области с ними ничего сделать не может, – сообщил V1.ru директор фирмы, страдающей от резкого оттока водительских кадров. – Например, владелец маршрута №59 "Спартановка – улица Землячки" плюнул на все, не стал подавать документы на включение в реестр, поставил букву "З" и благополучно продолжает работать. Если нас начнут всех загонять в угол, мы все вместе последуем его примеру».
Известный волгоградский юрист Михаил Вологин меж тем считает планы маршрутчиков перехитрить чиновников непростительно наивными.
«Возможно, такая хитрость имела бы какой-то смысл в правовом государстве, но в нашем отечестве успех подобного предприятия полностью исключен, – считает господин Вологин. – Маршрутчиков будут останавливать, несмотря на эту буковку "З", говорить, что на самом деле все это фиктивно и на самом деле они занимаются не заказными, а регулярными перевозками, выписывать штрафы. У чиновников есть богатый инструментарий законных средств, чтобы добиться своего. А тем более что все дело, я считаю, в деньгах: есть интересанты, которым нужно, чтобы маршруток в Волгограде не осталось. Хорошо, когда государство играет по правилам. Но когда правил нет и когда зачастую в сговор вступают чиновники, которые должны контролировать один другого, здесь ничего не получится. Это фантастика».
Фото: Фото Геннадия Гуляева