На базе Волгоградского государственного технического университета (ВолгГТУ) разрабатываются уникальные шагающие роботы, которые способны не только стать новым словом в гидромелиорации, но и осваивать поверхность других планет, а также использоваться в военных целях: в качестве роботов-саперов и роботизированных машин сопровождения пехоты.
Как сообщил V1.ru доцент ВолгГТУ, ведущий научный сотрудник кафедры «Прикладная математика» Ярослав Калинин, разработка шагающих машин в волгоградском техническом университете ведется уже 30 лет под руководством заведующего кафедры «Теоретическая механика» профессора Евгения Брискина. К настоящему моменту создано три разновидности шагающих машин – шагающая опора для дождевальной машины «Кубань», «Восьминог» и «Ортоног».
Натурные образцы этих машин имеют внушительные размеры – насколько метров в длину и высоту. Масса каждой из волгоградских шагающих машин составляет несколько тонн.
Сейчас ведутся работы по превращению этих гигантских механизмов практически в полноценных роботов, способных работать автономно, самостоятельно двигаться в сложной окружающей среде, заботиться о своем «здоровье», распознавать и преодолевать преграды и избегать опасности. Речь идет об оснащении этих машин интеллектуальными системами управления или, говоря более понятным языком, элементами искусственного интеллекта.
«Машины уже умеют распознавать препятствия, – сообщил V1.ru Ярослав Калинин. – Робот видит тень и распознает – впадина это или холм, после чего выбирает нужный алгоритм действий для того, чтобы преодолеть препятствие. Это так называемая система технического зрения. Кроме того, наш робот может двигаться таким образом, чтобы тратить наименьшее количество энергии на свое передвижение».
Сейчас шагающие машины «обучаются» дополнительным алгоритмам принятия решения. Допустим, на пути робота возникло препятствие – какое действие предпринять? Перешагнуть или обойти? Машина оценивает параметры препятствия и, если приходит к выводу, что может перешагнуть, перешагивает, нет – идет в обход.
Команда разработчиков уникальных машин приближается к моменту, когда их детище сможет самостоятельно принимать сложные решения и действовать автономно, без малейшей помощи со стороны оператора.
«Сердцем» шагающих роботов является электрический двигатель, который может запитываться электроэнергией по кабелю, либо получать энергию от расположенного на борту бензогенератора. Время непрерывной работы «умных» механизмов составляет пять часов, однако замена комплектующих материалов на более современные позволит роботу обходиться без подзарядки в два-три раза дольше. Тем же самым способом можно и значительно уменьшить габариты роботов.
Спектр возможного применения «умных» машин достаточно широк. Они могут применяться как в сельском хозяйстве – в частности в сфере гидромелиорации, так и в освоении космоса, в качестве планетоходов. Еще одна немаловажная сфера применения – «оборонка». Разработки волгоградских инженеров могут быть интересны военным как потенциальные роботы-саперы и роботизированные комплексы поддержки войск.
Последняя разработка – подводный шагающий робот, призванный оказывать дистанционную помощь водолазам. Робот-«подводник», как это понятно из его спецификации, способен ходить по дну, использоваться в поиске и поднятии на поверхность затонувших предметов и может работать на глубине до 60 метров.
Поскольку шагающие машины представляют собой продукцию двойного назначения, разрабатываются они ВолгГТУ совместно с работающим на оборонный комплекс ФНПЦ «Титан-Баррикады».
Демонстрируемыми на выставках образцами волгоградских шагающих роботов активно интересуются представители Минобороны и МЧС, однако планов по их запуску в промышленное производство пока нет. Остается надеяться, что звездный час волгоградской робототехники еще впереди.
Фото: Материалы предоставлены кафедрой «Теоретическая механика» ВолгГТУ