Значение Комсомольского путепровода для центра Волгограда горожане ощутили только после его закрытия на ремонт. А вот о том, что привычный для волгоградцев мост мог получить совершенно другой вид и даже расположение, рассказывает V1.ru.
Казалось, что идея путепровода, соединившего улицу Комсомольскую с Невской, проста и банальна. Прямой, без изысков и излишеств мост стал естественным связующим звеном между центром города и заполотновской частью с выездом на московскую трассу и Вторую Продольную магистраль. Сейчас уже и не поверить, что до 1959 года на месте путепровода по улице Комсомольской был разбит бульвар, длившийся вплоть до рельсов железной дороги. Горожане пересекали пути по надземному пешеходному переходу, а вот для автомобилей дороги в том месте не было никакой.
Схема транспорта центральной части города
Но рост числа автомобилей на улицах и взрывное развитие самого города требовало и развития улично-дорожной сети. При этом с заполотновской частью центр связывался так же, как и последние два года ремонта Комсомольского моста. То есть через путепроводы на Володарского-Глубокоовражной и 7-й Гвардейской.
Задача проектирования путепровода через пути станции Сталинград-1 в районе улицы Комсомольской была поставлена проектному институту «Сталинградпроект». В 1959 году архитекторы под руководством Израиля Фиалко и Георгия Россихина представили не один, а сразу несколько вариантов соединения центра и не центра города в этом месте.
Комсомольские туннели
Одним из предложенных вариантов стал транспортный туннель под железнодорожными путями с выездом на улицу Балонина, тогда называвшуюся Бассейной. При этом въезд в него со стороны центра планировался на пересечении Комсомольской с улицей Коммунистической, практически у фасада Дома печати.
Туннель Вариант с выходом на ул Бассейную
Под рельсами туннель раздваивался и выходил на обе стороны Бассейной, примерно в районе нынешних авто- и пригородного вокзалов. Кстати, автовокзал по этому плану предполагалось поместить во дворе Дома печати, на месте заброшенной сейчас высотки.
Транспортная схема к туннелю с выходом на ул Бассейную
Второй проект туннеля еще больше поражал масштабностью замысла.
Туннель Вариант с выходом к ул Ладожской
Архитекторы предложили сохранить въезд из центра на Коммунистической и продлить подземный ход как можно дальше: под перекрестком с Балонина–Бассейной, под перекрестками с Пархоменко и с Новороссийской–Медведицкой и дальше под улицей Невской до выезда на Вторую Продольную магистраль. Тогда она называлась Ладожской.
Изгибы и виражи от Порт-Саида
Впрочем, по мнению архитекторов «Сталинградпроекта», будущий Комсомольский путепровод совершенно не обязательно мог начинаться с улицы Комсомольской. Не менее удачно он мог начинаться и с улицы Порт-Саида.
Вариант 3 Выход путепровода на ул Порт-Саида
Сохранился проект возможной развязки на перекрестке Порт-Саида и Коммунистической. Начинаясь оттуда, путепровод шел по красивому изгибу вдоль железнодорожных путей за Домом печати и выходил на перекресток с улицей Новороссийской.
Вариант 3 Транспортная схема
Предусматривалась и дорожка для пешеходов. Ее собирались пристроить к автомобильному мосту и пустить от здания железнодорожного вокзала до спуска на улицу Балонина–Бассейную.
«Лепесток» у вокзала
Перспектива вокзальной площади
Но больше всего архитекторов «Сталинградпроекта» привлекал вариант с «лепестком»-спиралью на Привокзальной площади.
Фасад в сторону вокзала
Предполагалось, что «лепесток» въезда на путепровод займет ту часть Привокзальной площади, что занята сейчас троллейбусным кольцом.
Вариант планировки площади
Заехать на путепровод можно было бы в двух местах: с перекрестка Комсомольской и Коммунистической и практически от центрального входа в здание железнодорожного вокзала.
Возможности заезда на путепровод прорабатывались особо тщательно. Например, существовали варианты заезда на него и с двух сторон Коммунистической.
Кстати, этот вариант был проработан не только в чертежах, но и в наглядных макетах.
Посмотрите, Привокзальную площадь совершенно не узнать.
Вариант 1 Транспортная схема
Сопоставление существующей и предлагаемой планировки площади
Прямота и дешевизна
Но победил самый простой и неизысканный вариант, также, впрочем, предложенный архитекторами «Сталинградпроекта».
Вариант 2 Прямой путепровод
Простое, прямое соединение Комсомольской и Невской.
Выиграл он как самый дешевый в исполнении, не требующий значительных земляных работ и сложной техники для прокладки туннелей, а также не отвлекающий внимания от величия здания вокзала.
Так и появился Комсомольский путепровод. Тот самый, по которому жители Волгограда ездили несколько десятилетий и который вновь возвращается городу после капитального ремонта.
Впрочем, к идее развязки-«бабочки» у Комсомольского путепровода вновь вернулись осенью прошлого года. Напомним, проект новой транспортной развязки разработан МБУ «Институт градостроительного планирования Волгограда "Мегаполис"» и уже прошел публичные слушания. По проекту предполагается напрямую соединить двумя новыми местными дорогами улицы Пархоменко и Балонина по обе стороны Комсомольского путепровода. Причем построить и ввести в действие обе дороги предполагается уже к 2018 году.
Фото: Фото из архива «Сталинградпроекта», Алексея Волхонского и из частных коллекций