В зале археологии волгоградского краеведческого музея исчезли вся керамика и старинные изразцы с изображением свастики.
Как рассказали V1.ru посетители музея, во время очередной экскурсии они с удивлением заметили, что из экспозиций XIV–XV веков аккуратно убраны даже мельчайшие детали с известным орнаментом.
— В зале археологии под стеклом всегда хранились древние артефакты, на которых был нанесен символ, который в Древней Греции и Риме использовали как символ теплого солнца, — рассказывает волгоградец Иван Михальчук. — Сейчас их почему-то тщательно замаскировали или вовсе убрали из зала. Очень похоже на денацификацию. Хотя в этой экспозиции их никто не связывал с трагичной историей Второй мировой войны.
В краеведческом музее неожиданное исчезновение экспонатов объяснили простой сменой экспозиции.
— Мы же не идиоты, чтобы специально прятать свастику в зале археологии, — прокомментировал директор краеведческого музея Анатолий Мальченко. — Все артефакты с этим орнаментом отправлены в запасники только из-за того, что мы регулярно обновляем наши экспозиции. Когда выставляли на витрину детали керамики со свастикой, даже не задумывались о дополнительных смыслах. Это древний орнамент, который мы никак не связывали с периодом правления Адольфа Гитлера.
Известного в городе археолога Владислава Мамонтова новость об исчезновении всех деталей со свастикой сильно удивила. Историк, который пережил страшные бомбежки Сталинградской битвы, воспринимает ее исключительно как древний знак.
— Свастика встречается на артефактах чуть ли не с каменного века, — уточняет Владислав Мамонтов. — У нас она стала появляться примерно с бронзового века. Этот символ часто изображали на дощечках, из которых добывали огонь. Именно этот орнамент считался символом солнца, тепла и вечного движения. Я как ребенок военного Сталинграда находил керамику со свастикой и не видел в этом ничего вопиющего. Кстати, ее изображали на деньгах временного правительства.
Владислав Мамонтов уверен, что знаки, которые сегодня считаются неприличными или оскорбительными, должны быть сохранены как часть мировой истории.
— В Древней Греции было популярно изображение детородных органов, — рассказывает Владислав Мамонтов. — Что же, их тоже стирать и удалять с археологических находок? Символ был в мировой истории, и мы не можем искусственно уходить от того, что создано природой и человеком.
Фото: Мария Часовитина