Семью с двумя детьми выгоняют на улицу из их единственного жилья на улице Азербайджанской в Ворошиловском районе Волгограда. Их дом, построенный по всем канонам ГОСТ и СНиП, подлежит сносу. Причиной непрекращающегося кошмара семьи Петросян стал якобы совершенный ими захват одного метра муниципальной земли вдоль улицы в частном секторе.
Как рассказал V1.ru хозяин дома Артур Петросян, спокойно спать его семья не может с августа.
— Мы очень долго готовились к свадьбе моего дяди в Армении, — вспоминает Артур Петросян, — Специально отпросили детей из школы, но за четыре дня нашего запланированного отъезда мы получили «письмо счастья». Администрация Ворошиловского района Волгограда оповестила, что наш дом подлежит сносу. Про наше долгожданное путешествие пришлось забыть.
Участок на улице Азербайджанской семья Петросян купила еще двадцать лет назад, и сами, своими руками построили дом.
— Жизнь моей семьи, особенно моих детей, связана с Волгоградом. На этой земле я уже 30 лет. — вспоминает Артур. — Создавая семью, мы решили приобрести дом. Это было 20 лет назад. То, что здесь было и стало — небо и земля.
Двухэтажный дом Артур строил от души, проявляя все старание и мастерство. Делал по совести, как положено.
— Мой муж по профессии строитель-инженер. Он единственный, кто во всей округе построил дом по всем нормам, — рассказывает супруга Артура Оксана Петросян. — Кругом, посмотрите, какие дома. Многие без фундамента, заборы вот-вот развалятся. И посмотрите на наш замечательный дом. Все, что вы видите вокруг — все создано собственными руками. Артур сам все это построил, сын ему помогал. Видите стены? Это я их расписывала. Но почему-то именно к нашему домовладению больше всего претензий. И теперь все то, что мы создавали долгие годы, пойдет под снос. Чем мы это заслужили?
По мнению семьи Петросян, их дом заметили чиновники после незначительной жалобы соседки.
— Все началось с того, что на нас пожаловалась «добрая» соседка тетя Маша. Как она говорит, написала обращение в Госстройнадзор, мол ей мешает наш забор, который мы передвинули, и на ее участке негде развернуться, — рассказывает V1.ru Артур Петросян. — Теперь она сама жалеет об этом и даже в случае чего готова встать на нашу сторону. Даже заявление отозвала, но было уже поздно. Она пожилая женщина, бывшая работница ОБХСС. То МЧС грозила вызвать, когда мы шашлык на своем участке жарим, который она потом сама кушала, то еще найдет причину.
Сами владельцы дома считают, что не только не захватывали городскую землю, а даже пожертвовали муниципалитету часть своей.
— Мы не выходим даже на линию межевания, а даже наоборот строим как бы «вглубь», к себе. — показывает Артур Петросян. — О каком захвате муниципальной земли может идти речь? Мы даже в пользу улицы отдали 30 кв. м. Иначе пожарная машина не смогла бы подъехать к пяти домам в нашей округе. Вы видите, как проходит улица? Мы не выходим за рамки. А вот посмотрите, какие нам предоставили чертежи? Здесь якобы есть выступ на целый метр от соседского гаража и забора. Вы его видите? Я — нет. А в чертеже он почему-то есть.
Купленная более двадцати лет назад земля, где построен дом, впрочем, до сих пор не приватизирована, и узаконить дом и участок семья Петросян не может.
— Этот участок с домом мы приобретали у предыдущего владельца по частной расписке. Тогда так делали все, и других вариантов не было. Договор заключали, и никто ничего не приватизировал, — рассказывает Оксана Петросян. — Получается, что все нарушают закон, а «вцепились» только в нас. С 2000 года мы платим земельные налоги. Мы готовы платить! Мы вообще законопослушные и никогда ничего не требовали от государства, лишь бы нам давали жить спокойно. Я — коренная волгоградка. Мой дед, также как и дед моего мужа, защищали эту землю. Я думаю, они сохранили ее от вражеских фашистов для того, чтобы передать своим потомкам. Чтобы мы жили на этой земле, а нас с этой земли прогоняют.
Все попытки пройти процедуру приватизации превратились для семьи в бег по замкнутому кругу.
— От нас требуют узаконить и дом, и землю, — говорит Артур Петросян. — Хотим узаконить землю — обращаемся в департамент земельных ресурсов. Нам говорят, сначала узаконьте дом, который возведен на вашей земле, потом мы узаконим землю. Решили узаконить дом — все в точности наоборот. Администрация района требует сначала узаконить землю, потом только после этого можно будет узаконить жильё. Обе инстанции на уступки нам идти не хотят. И между собой договориться не могут.
В результате от нависшей над семьей беды больше всего достается детям.
— Дети плачут... каждый раз, когда мимо проезжает грузовой автомобиль, они вздрагивают и говорят, что приехал бульдозер, и будет нас сносить, — плачет Оксана. — Страдает их психика. Но, что страдают дети — никого не интересует. Все кричат о защите прав детей, а то, что моя дочь и сын останутся без крыши над головой — никого не волнует. Моя дочь в прошлом году стала олимпийской чемпионкой и чемпионкой мира по восточным танцам. На всех соревнованиях она защищает флаг нашей страны и поет гимн России, а теперь что? Мы теперь переедем в Армению и скажем ей, что здесь гимн России петь нельзя. Теперь учи гимн Армении. Ни одна власть не стоит ни единой слезы моих детей.
Отчаявшиеся найти справедливость супруги уже обратились в прокуратуру и просят вмешаться в ситуацию общественников. Но, по их мнению, отстоять дом от попыток его сноса скорее всего так и не удастся. Поэтому супруги Петросян решили покинуть Волгоград и Россию.
— Даже если нам скажут, что ваш дом не тронут, все равно уже не поверим. Мы уже это слышали, — сетуют Оксана и Артур. — Мы уже ни во что не верим, о чем говорят наши власти, и теперь просто вынуждены уехать из Волгограда в другую страну. Мы здесь никому не нужны. Наши права никто не хочет защищать. Мы любим Россию, но мы потеряли веру в нашу власть. Благо, у нас есть родственники в Армении. Там нас готовы принять. Мы уже обо всем договорились: нас обеспечат жильём, мы оформим гражданство. А губернатору мы написали прощальное письмо, цитируем: «Поскольку мы будем лишены жилья, то вынуждены покинуть пределы страны, которая предала нас, унизила и растоптала наши конституционные права на собственность и права наших детей на жильё и счастливое детство».
Фото: Алексей Волхонский