Завершена проектная сессия «Музейного десанта» в «Царицын-на-воде». Ведущие музейные специалисты России приезжали в Волгоград, чтобы приступить к разработке концепции современного музея, не имеющего аналогов в мире, на базе действующего в городе музея водоканала. О чем им рассказали стены волгоградской водокачки?
Факт
Проект реализуется победителем грантового конкурса 2017 года на поддержку программ межмузейного сотрудничества Благотворительной программы «Музейный десант» Благотворительного фонда В. Потанина: АНО «Арт-медиа-центр «Коммуна». Эта некоммерческая организация создана в 2017 году для поддержки и развития музейных проектов, в первую очередь — музея водоканала, который за последние два года из корпоративного превратился в центр притяжения городских сообществ. Для разработки концепции развития музея водоканала «Коммуна» пригласила лучших проектировщиков страны, авторов знаковых модельных проектов. Проект называется «Царицын-на-воде», потому что ставит целью связать историческое наследие с коммунальными — общими — ресурсами города.
В числе экспертов проекта «Царицын-на-воде» выступили:
Сергей Ковалевский, Красноярск. Арт-директор Красноярского музейного центра «Площадь мира»;
Дмитрий Меркушев, Пермь. Архитектор ООО «Новый город». Лауреат архитектурного конкурса «Пермский деревянный дом»;
Игорь Сорокин, Саратов. Автор ряда проектов с Благотворительным фондом Владимира Потанина, в частности, «Атлас рима: руководство саратовскому водохлёбу»;
Евгений Стрелков, Нижний Новгород. Заведующий отделом виртуальных программ музея «Нижегородская радиолаборатория»;
Анна Степнова, Волгоград. Руководитель проекта.
Проектная группа самым тщательным образом обследовала расположенные на территории комплекса объекта культурного наследия «Царицынская водокачка» здания и сооружения. В последние годы горожане не раз имели возможность побывать на этой загадочной территории — во время ночи музеев или декады паблик-арта. Но смотреть — еще не значит видеть. Взору архитектора, дизайнера, музейщика открываются нюансы и подробности, которые не замечает даже самый внимательный экскурсант.
Внутри ограды водокачки (а ограда сама по себе — охраняемый государством объект культурного наследия) прячутся сложные и даже драматичные истории водопровода в нашем городе.
У известного всем белого здания с колоннами два крыла. В центральной части здания три этажа, а крылья по бокам — одноэтажные. Это хорошо отразил в своем чертеже Сергей Сена.
Оно построено в 1890 году , расширено в 1914 году, восстановлено в 1943–44 годах. А в 1953–54-м бывшее царицынское здание реконструировано с изменением стилистики главного фасада по проекту архитектора Бориса Геккера.
В новом облике здание водокачки гармонирует с величественным ансамблем набережной, перекликаясь с колоннадами главной лестницы. Наверное, оно единственное в городе обладает двумя фасадами: архитектор хотел, чтобы оно было красивым и для тех, кто смотрит с Волги, и для прогуливающихся по верхней террасе набережной.
К нему в 1997–2000 годах была пристроена административная двухэтажка из силикатного кирпича. Неискушенному горожанину кажется, что пристройка испортила вид со двора, а архитектор отмечает исключительную оригинальность этого решения, видит попытку неизвестного строителя добиться гармонии. И пусть попытка довольно неуклюжая, но она характеризует и время, и отношение людей к месту, своей работе.
Розовое здание — это здание фильтров, построенное в 1900 г., которое не раз достраивалось и расширялось, пока не было разрушено бомбардировками 1942 года. В 1943 году его восстановили, но не полностью. Одно из двух круглых окон исчезло, изменилась и форма крыши. По-видимому, восстанавливали его тем же кирпичом, какой сумели собрать здесь же, на руинах. Отстроили, на сколько хватило ресурсов. И в таком виде оно еще долго служило городу как Центральная водоочистная станция. Она прекратила свою работу десять лет назад.
— Комплекс зданий водокачки — это своеобразная проекция истории города, — говорит Игорь Сорокин. — Царицынские здания в Волгограде спрятаны внутри кварталов. Такой город в городе. Снаружи — большие дома, помпезность, прямые линии кварталов и проспектов, а внутри — память Царицына. Один город, накрытый другим городом, присутствует и в водокачке. В одной точке сошлись царицынское промышленное здание, сталинский ампир — и условно говоря «хрущёвка» из силикатного кирпича. Похоже на что-то спрятанное в ладони. Люди заглядывают через стену, но мало кто бывал внутри.
Мы посчитали вертикаль от хромированной лавочки с тремя люками до шахты водозабора в самом старом здании водокачки — получается перепад высоты примерно с 10-этажный дом. Колодец времени. Это пространство для нас выросло в вертикальном измерении.
— И еще нам постоянно приходит образ сада, — продолжает Игорь Сорокин. — На территории водокачки нет усадебной культуры, но она просачивается. Огромное количество зашифрованных слоев этого места включает воображение. Эту тайну нужно не расколдовывать, а поддерживать музейными средствами.
— Мы видим эту конструкцию — матрешку с несколькими слоями архитектуры и смыслов, — говорит Сергей Ковалевский. — Вдохновляет индустриальное пространство здания фильтров, а когда мы выходим в этот красно-желтый парк во внутреннем дворе, с этими дворянскими колоннами… Да, я знаю, что они сталинские, но дворянский усадебный архетип считывается сразу. Это камерное, сомасштабное человеку пространство, чего не так уж много в городе. Крупномасштабного, своего рода имперского Волгограда много. Уютным Волгоградом следует дорожить. На этой площадке можно создать модель города.
— Современная конструктивистская архитектура пришла из промышленности, — продолжает Сергей Ковалевский. — Модернизм активно копировал то, что делали в промышленности. А здесь как раз старая промышленная культура: брутальные бетонные стены и полукольца из кирпича.
По мнению пермского архитектора Дмитрия Меркушева, это сложный и многомерный объект.
— Внутри него, в зависимости от уровня, с какого смотрит наблюдатель, видится множество периодов исторического развития города. Это необходимо раскрыть и продемонстрировать людям, — подчеркивает эксперт.
И здесь действительно есть, на что посмотреть. В архитектуре водокачки тесно переплелись образы технопарков на зеленых лужайках, так называемый стиль greenfield, открывающий пространство для развития новых технологий. Он представлен на водокачке цветущим садом и виноградником. И совсем иной стиль brownfield, отразившийся в старом кирпиче, который хранит городскую память и колорит той эпохи. Когда Дмитрий Меркушев добавит туда элементы современного хайтека, это станет невероятно притягательным местом.
— Каждая деталь имеет свое значение, — уверен Сергей Ковалевский. — Так, анализируя ресурсы и потенциалы водокачки, экспертная группа открыла, что водопровод — это антитеза войне. Это сеть, которая должна работать непрерывно, что практически невозможно в военных условиях. Мы предлагаем музею как ядру культурного кластера начать запитывать историю, память и воображение горожан живой водой. Но не будем забывать и о мертвой. Величие трагического подвига должно быть актуализировано. И это происходит благодаря паре «живой» и «мертвой» воды, на контрасте. Водопровод — это жизнь. Сильная идентификация горожан на военной теме, теме подвига должна немного уступить жизни. А водопроводный насос символизирует мощь жизни, распространение живительной влаги.
Несмотря на то, что изначально перед проектной группой ставилась задача трансформации корпоративного музея в городской, проектировщики решили расширить границы своей работы. В документ, который будет создан по итогам встреч в Волгограде и предложен на рассмотрение власти и бизнесу, войдут две институции. Во-первых, это парк индустриальной культуры «Царицынская водокачка», во-вторых, входящий в его состав музей историй чистой воды «Фильтры». Однако, по мнению экспертов, чтобы перевернуть представление горожан о родном городе, необходима точка опоры.
— Волгограду повезло, у него есть такая точка — Царицынская водокачка, — говорит Евгений Стрелков, завотделом виртуальных программ музея «Нижегородская радиолаборатория». — В ходе проектной сессии мы рассмотрели ее с разных сторон. В этом объекте сошлись сразу несколько смыслов: это одновременно индустриальное, инновационное и кросс-культурное место. Еще один очень важный фактор заключается в том, что здесь сходятся три мощные силы — бизнес, власть и городское сообщество. Эта точка сборки города локальная и потому недорогая с точки зрения необходимых для ее развития ресурсов. Нам кажется, что это огромная удача для Волгограда. Далеко не у каждого города есть такая уникальная возможность. Царицынская водокачка — самое удобное место для запуска трансформации волгоградского культурного пространства.
К трем перечисленным силам Сергей Ковалевский добавляет еще одну — четвертую — силу культуры.
— Многие города и регионы Великобритании, Германии и других стран получают новый импульс развития от культурных институтов, — говорит эксперт. — Культура работает с ценностями и со смыслами. Мы надеемся быть полезными этому развивающемуся городскому организму. Формально мы приехали заниматься музеем водопровода, но в ходе работы стало понятно, что это слишком узкая рамка: будет разработана концепция развития не только музея, но и территории. Царицынская водокачка может создать очень важный для Волгограда прецедент конверсии индустриальной эпохи в совершенно иную, смысловую. Опираясь на эту площадку, можно вообразить будущее. Она — основа для производства смыслов, ценностей и образов.
Как работают эти смыслы и образы, горожане могли увидеть на публичных лекциях, которые члены проектной группы провели для всех желающих в креативном пространстве «ЛОФТ1890».
Завершив сессию, проектировщики разъехались по домам, чтобы продолжить работу. Изначально по плану концепция должна была быть готова весной. Но, вдохновившись увиденным, рабочая группа решила завершить ее до конца года. Волгоградцев ждет свежая интерпретация индустриального царицынского наследия, сопоставимая с мировым уровнем запросов к таким проектам. А для города это начало большого и увлекательного пути.
Фото: Алексей Волхонский