Мотоциклист разгоняется в тесном, словно клетка, шаре и уходит на мертвую петлю. Пять кругов, десять, пятнадцать. Пока молодой камикадзе снимает шлем после легкого торможения, у зрителей вырывается невольное «Ах». За рулем ревущего байка — блондинка с внешностью фотомодели.
— Как описать цирковое искусство одним словом? — задает вопрос руководитель новой программы, заслуженный артист России Александр Шатиров. — Удивление! Если после представления ребенок вспоминает каждый номер, а взрослый мужчина рассказывает знакомым: «Был вчера в цирке. Там какие-то идиоты такое в этом шаре творят. Я бы никогда не полез», то мы выходили на манеж не зря. Нужно удивлять и вырывать человека из круга: дача — работа — дом — поездка в Турцию — работа.
В предновогодней цирковой сказке возможно все: шайка разбойников вместе с бабой Ягой оказываются профессиональными акробатами и прыгают на 10-сантиметровой дощечке, а наездница во всем белом — не иначе снежинка — крутит сальто, стоя верхом на белоснежном коне.
— В 90-е годы в цирке были артисты, которые гнули гвозди руками и таскали на себе машины. Сейчас они уже не выходят на арену. Но мы стараемся, чтобы вопрос «Как он это делает?» оставался у зрителя после каждого номера, — улыбается Александр Шатиров. — Сегодня интернет пытается активно перетянуть на себя одеяло. Людям интересно посмотреть, как какой-то балагур разбегается и со всей силы бьется головой об стену. Как и зачем — непонятно. Но многим нравится: смотри, он еще и закричал. Цирковой артист не может забраться под купол цирка, упасть вниз головой, встать в стойку и при этом сказать «Опля!». Но всё же это живое искусство, которое, в отличие от безбашенных трюков в сети, оттачивается до филигранности.
Когда на сцене работают воздушные гимнасты или акробаты-«высотники», все ролики с битьем об стену забываются сами собой. Тут шоу поэффектнее. Выстраивая живую лестницу и чуть ли не цепляя макушкой купол цирка, они держатся буквально на волоске. Едва успев переодеться, те же артисты (а точнее, артистки) готовятся к заезду в миниатюрный шар.
— Номер с мотоциклами, которые на запредельных скоростях ездят в шаре, был популярен еще в 60-е годы, — подключается к беседе заслуженный артист России Аркадий Шатиров. — Шар был настолько большим, что другие артисты не могли работать на манеже. Однажды ребята упали. Не погибли, но покалечились. Об опасном номере забыли до 90-х годов. Потом вспомнили и снова отложили в долгий ящик. Пять лет назад мы решили: «А почему бы не попробовать?». Набрали каскадеров, которые все эти годы оттачивают трюки каждый день по несколько часов.
Словно не чувствуя притяжения, две бесстрашные мотоциклистки закружились в шаре. Там, где с трудом разойдутся двое крупных мужчин, девушки показывали чудеса параллельной езды. Чтобы зритель наверняка искал ответ на вопрос «Как они это делают?», одна из артисток пошла на мертвую петлю. 15 кругов — новый личный рекорд!
— Говорим ли мы что-то артистам перед началом программы? Зачем, если каждый из них — большой профессиональный артист. Все пафосные «Эх, сейчас как грянем!» оставим кому-то другому, — смеется Александр Шатиров. — Кстати, статус больших и профессиональных артистов не избавит их от традиционного разбора полетов. Придется их немного поругать, чтобы не расслаблялись перед следующими выступлениями.
Добавим, что новогодняя сказка от семейной династии Шатировых не обошлась без экзотики. С главным зимним праздником зрителей поздравлял не только отряд цирковых артистов, но и дуэт верблюдов с кличками Джамшут и Равшан, пресмыкающиеся и не самый приветливый лев.
Узнавайте новости, открывая мессенджер. Делитесь с друзьями в контактной книге через короткие сообщения всем, что происходит в Волгограде. Подписывайтесь на наш Telegram: https://t.me/newsv1
Фото: Александр Куликов