В волгоградской роте почетного караула, ставшей законодателем мод в строевой подготовке, отслужили 150 тысяч подтянутых солдат с идеальной выправкой. Сегодня элитное подразделение празднует свой полувековой юбилей.
Отслужив в роте почетного караула больше 30 лет назад и подрастеряв былую форму, ветераны внимательно наблюдают за каждым шагом современных солдат. Кажется, при первой возможности они и сами вспомнили бы чеканящий шаг и повторили коронное дефиле с оружием.
— В 1997 году меня призвали в Чеченскую республику. Но, оказалось, что в роте почетного караула случился недобор — не хватало 25 высоких подтянутых ребят славянской внешности, — вспоминает ветеран роты Геннадий Гришин. — К нам в Грозный приехал молодой лейтенант. Поговорил с нами и посадил в поезд. Только в пути сказал, что мы едем в Волгоград и будем служить в роте почетного караула. А потом начались суровые тренировки на плацу — каждый день по 8 часов строевой подготовки, а вечером занятия с грядушкой кровати. Привяжешь гирю к ноге и стоишь, сколько хватает сил. Через полгода я уже сел на шпагат. Знаете, меня ведь до сих пор пробирает до слез, когда я захожу в зал воинской славы. А тогда мне некоторые старушки со слезами бросались в ноги. Думал, что сойду с ума от этих эмоций. Помню, что, когда вернулся домой, первое время ходил с отмашкой. Сейчас все подзабылось… Но каждое 9 Мая мы встречаемся с нашими ребятами у караулки и идем в пантеон Славы. Там до сих пор живет наша юность.
По словам ветеранов почетного караула, именно они стали своеобразными законодателями мод. Отточенное до мелочей дефиле заметил министр обороны, приказавший московскому караулу перенимать опыт у волгоградских солдат.
— Историй, связанных с ротой почетного караула, хватит на целую книгу, — уверен командир 1994–1995 годов Максим Васильев. — Но лично я никогда не забуду генеральную репетицию накануне парада в честь Дня победы. Солдаты проводят дефиле под взмах шашки командира. И надо же такому случиться — моя шашка падает на землю. Пока поднимал ее трясущимися от волнения руками, одна из коробок стала работать на опережение. Кажется, никто и не заметил этой оплошности. Но когда я шел на разбор полетов, думал, что мне оторвут голову. А генерал очень спокойно сказал: «Что ж ты шашку не привязал к руке? Смотри 9 мая не вырони». Я приехал в роту и посмотрел в глаза каждому солдату. Отошел на несколько метров, снял шляпу и сказал «Ребята, я накосячил и уронил шашку». После этого я зашел в канцелярию и распорядился: «Роте дать три дня выходных». Ребята захлопали, а я едва не расплакался.
С особым трепетом с современными солдатами элитного подразделения разговаривают ветераны почетного караула, заступившие на пост в 1968 году. Знакомясь с солдатами, они несколько раз повторяют: «Мы не первые. Мы — одни из первых».
— Какие они сейчас красивые и нарядные, — не скрывает эмоций ветеран роты. — Я помню, как в 1967 году Брежнев сказал: «Неплохо было бы поставить здесь почетный караул». В городе уже была первая рота, которая встречала всех первых лиц государства. Но вскоре набрали и нашу, 46-ю. Все ребята как на подбор: молодые, стройные. Через несколько месяцев занятий у нас появилась и идеальная выправка.
Сегодня этих подтянутых солдат ждут не только на официальных церемониях. Уже пять лет военные из роты почетного караула также ловко повторяют движения вальса и падеграса на «Русском балу».
— Когда в зале появляются солдаты в военных мундирах, все люди сразу преображаются. Это ведь уже не просто развлечение. Когда гости видят военнослужащих из элитного подразделения, у них зарождаются совсем другие мысли, — убеждена организатор «Русского бала» Ольга Жульева. — После таких светских вечеров двое мальчишек поступили в военные училища. Они просто посмотрели на эту стать, выправку и сказали: «Мама, я хочу так же». А уж какое неизгладимое впечатление солдаты производят на наших молодых дам. Не секрет, что после наших балов многие девочки мечтают выйти замуж за военного.
Фото: Алексей Волхонский