Выставка волгоградского художника из Берлина Петра Дзогабы «Балерины косят рыбу» завершила свою работу в Волгограде ярким и звучным перформансом.
Экспозиция открылась в «Лофте» вечером пятницы. Посетители увидели эскизы к анимационным проектам Melody Hunters и «Кин-дза-дза» и 3D-модели — Учмэ и Прока.
Им в пространстве экспозиции была уготована особая роль — собрать в себе и на себе принесенные зрителями вещи, которые потом должны быть переданы бездомным. Особая роль определила и особую судьбу — «балерины» из Берлина до Волгограда не добрались, их путь, а возможно, и жизнь, прервались на границе с Белоруссией.
Учмэ с братом оказались подозрительно похожи на «объекты двойного назначения», а потому в дальнейшем продвижении им было отказано. Петр Дзогаба, скрепя сердце, продолжил путь без гигантских проволочных фигур.
— Столкновение мира правил и такого арт-беспредела и не могло быть иным, — отметил тогда Дзогаба. — Значит, мне опять придётся что-то выдумывать, играть со смыслами…
Выдумывать, а главное, творить Петру Дзогабе помог волгоградский художник Станислав Азаров. Работать вместе им приходилось и раньше, например, над спектаклем «Время моргать» или в создании гигантского бумажного комара-муравьеда, и потому всё получилось как задумано и в срок.
Пережив своеобразную реинкарнацию, «балерины» приготовились к наполнению и одеванию. Выставка открылась в пятницу вечером и работала все выходные.
Однако самое интересное и непредсказуемое было запланировано на воскресенье: закрытие выставки ее автор — режиссер и шоумен — обозначил как «ре-перформанс и деактивацию пространства экспозиции».
— Советскому человеку, воспитанному на традициях социалистического реализма, трудно смириться с мыслью, что искусство не обязано звать нас в даль светлую, да и вообще может нас никуда не звать, — поделилась с V1.ru своими впечатлениями Анна Степнова, директор музея Водоканала. — Попытки выразить словами то, что Дзогаба делает на наших глазах и даже с нашим участием, будут неуспешными, потому что в этом действе нет социального, общественно ответственного. Это погружение в фантазии, на которые мы сами не способны в силу, может быть, бедности воображения.
— А может, мы просто не разрешаем себе выпустить свои сны на волю из подсознания, — предположила Анна Степнова. — Нам страшновато: кто знает, какие чудища у нас там таятся? Но у Дзогабы не чудища, в его снах воспоминания. И, что меня особенно греет, в его памяти плещется волжская вода, и музыка, которая эти сны сопровождает, похожа на поток. И можно попробовать с этим потоком уплыть в свои сны...
— Я очень рад! — поделился впечатлениями Петр Дзогаба. — Новый звук, реально трансовый, новая техника «пения» — так что я очень доволен! Одна дама так впала в транс, что пришлось такси вызывать!
Невероятно творческий человек, полный самых разнообразных идей, Дзогаба при этом совершенно не оторван от реальности.
— Единственное, что тревожит, — у волгоградцев, которые открыты чему-то новому, реально становится меньше денег, — посетовал Дзогаба. — И это выбор между едой/сапогами и «желанием странного». Мне печально от этого, но победа сапог — нормальна, я их понимаю. В «Лофте» была еще лекция, и для многих допплата за перформанс — просто too much*.
Dzo Dzo уехал. Но остались «балерины» и добрые дела. И обещание вернуться и «придумать что-то еще». Остались впечатления зрителей:
Ирина С.: «Яркий наш, многоликий!»
Виктор Н.: «Уважаемый человек!»
Виктория Н.: «Выглядит дзогабисто!»
Всю собранную с помощью вернисажа одежду через благотворительный фонд передадут бездомным людям.
Подробнее про Петра Дзогабу и его творчество можно прочитать в нашем специальном материале.
Подписывайтесь на новостной канал в Telegram. Будьте первыми по информированности! Переходите по ссылке: https://t.me/newsv1