Выгуливая корову и коз в немецкой колонии под Камышином — Нижней Добринке, встретила День Победы многолетний лидер пионерской организации Волгограда и первый директор школы № 81 на улице Советской послевоенного Сталинграда Мария Чулкова.
Многочисленные кантоны, поселения и хутора на севере Волгоградской области до войны занимали немцы Поволжья. Но к 1945 году большинство немецких колонистов насильно покинули область. И 9 мая встречали вместе и избежавшие депортации немецкие семьи, и новые русские поселенцы. Как прошел тот день торжества 73 года назад, Мария Чулкова рассказала V1.ru.
9 мая 1945 года
В 1944 году маму перевели на работу в Нижнюю Добринку. Тогда мне было 15 лет, и к 9 мая я была уже выпускницей 10-го класса. День Победы ожидали с нетерпением. Мы уже даже узнали по радио несколько фамилий солдат, водрузивших красные знамёна независимо друг от друга на крыше рейхстага.
Вставала я рано, чтобы выгнать скотину в стадо. У нас было две козы и корова Милка. В четыре часа утра меня разбудила музыка на радио. Хотя в те годы радио начинало вещать только с шести. Первая мысль — проспала. Не стала слушать радио, а побежала выгонять из хлева животных, боясь не успеть. А на улице уже полно народу и все плачут.
Соседка рассказала: Победа, мы победили. Стадо гнали всем гуртом. Пастух шёл в стороне. А мы шли, радовались и делились эмоциями. Плакали. Все были какие-то взбудораженные. Коровы тоже ревели от нервного потрясения и переживания людей. Им явно передалась наша радость.
Я вернулась домой, разбудила маму и младшую сестру. Собрались и побежали в школу. Туда спонтанно пришли и взрослые, и дети. На школьном дворе состоялся митинг. Наш директор Афанасий Новиков был награждён орденом Ленина за участие в Гражданской войне и преподавал географию. Он вышел и объявил, что табель успеваемости мы не получим. С этого года документ об окончании средней школы будет называться по-новому — аттестатом зрелости. Это был первый год, когда табель успеваемости заменили на него. Нам объясняли, что мы повзрослели не по годам. Внушали, что война закалила и воспитала нас, сделав зрелыми.
Взрослые готовили торжество по случаю окончания войны. Ушла усталость, появился стимул вернуться к мирной счастливой жизни. Кто-то принёс баян. Пели и говорили. Вывод был один — надо лучше учиться, ведь придётся восстанавливать поля, сажать деревья и приводить в порядок старый механический завод, оставшийся от немцев Поволжья. На нём до войны делали детали для сельхозтехники.
Немцы праздновали с нами
Немцев депортировали из Нижней Добринки до нашего переезда ещё в 1941 году. Их постройки, дома и учреждения пустовали. Туда селили многочисленных беженцев.
Чтобы наши ненавидели немцев — такого не было. Даже недоверия к тем, кто жил долгие годы на Волге, не проявлялось. Всех детей воспитывали в дружбе и равенстве. Вместе разделяли и ненависть к врагу. Тогда уже знали о злодеяниях фашистов. Были популярны произведения Ильи Эренбурга и Константина Симонова с одинаковым названием «Убей его!».
В Нижней Добринке таких семей было несколько. Со мной в классе училась немка Изольда Годова. Она была секретарём школьной комсомольской организации. Мы дружили и после войны, учились обе в Саратове, но в разных вузах. Меня не удивляло, что она немка. Мы знали, что депортировали не всех. Её отец и старший брат воевали на фронте. Мама была нерусской. Взрослые говорили, что если семья была смешанная или кто-то служил, то эти немецкие семьи оставались. И все мы праздновали День Победы!
Фото: ГКУ ВО «Центр документации новейшей истории Волгоградской области»