Город Культура «Эти голоса не отпускают больше 10 лет»: волгоградский танцор посвятил жизнь колокольному звону

«Эти голоса не отпускают больше 10 лет»: волгоградский танцор посвятил жизнь колокольному звону

V1.ru узнал профессиональные секреты у звонаря и настройщика

В 25 лет Александр Моренов решил сменить профессию танцора и стал известным в городе звонарем

Из маленького гаража с ярко-зелеными воротами раздается насыщенный колокольный звон. Десятками маленьких и средних «язычков», которые купили для строящегося Александро-Невского собора в Ярославле, управляет волгоградец Александр Моренов. V1.ru встретился с мастером колокольных дел и узнал, как хореографы или барабанщики становятся профессиональными звонарями.

Александр Моренов поднимается по извилистой зеленой лестнице и снимает замки с дверей колокольни.

— В советское время звон был под запретом, — рассказывает Александр Моренов. — Поэтому над окном в храме до сих пор остались три крючка, на которых висели наши колокола.

Со временем Александр Моренов собрал известные звонарям «рисунки» в уникальные перезвоны

По просторной колокольне из красного кирпича гуляет ветер. Александр Моренов неспешно нажимает на две ножные педали и, словно пианист, перебирает «нити» от колоколов — звонкая трель набирает силу и постепенно смолкает. Дождавшись последнего удара, рядом с колокольней начинают мурлыкать церковные коты.

— Я учился в хореографическом училище, преподавал танцы и до поры до времени равнодушно относился к колокольному звону, — рассказывает Александр Моренов. — В 25 лет решил поступать в духовное училище. Помню, что перед службой мы, молодые абитуриенты, сидели в маленькой комнатке Свято-Духова монастыря. В этот момент к нам зашел старший звонарь: «Нужно три человека на колокольню». Двое вызвались сразу, а я еще сомневался. Решил, что схожу на всякий случай. Поднялся в звонницу, услышал этот звук и проникся. Мне предлагали стать вторым священником, а меня, как магнитом, тянуло к колокольному искусству.

Колокольных дел мастер звонил и в современные, и в старинные «звонки» по всей России

«Беруши — мой профессиональный инструмент»

Закончив звон, Александр Моренов продолжает виртуальную партию и двигает руками, как дирижер: «Сначала маленькие «звоночки»: пам-пам-пам. Потом подключаем средние: бум-бум». По словам мастера с 13-летним стажем, каждый колокол рождается с уникальным «голосом».

— На 100% угадать, как он будет звучать, невозможно, — уверен Александр Моренов. — Конечно, у каждого из них есть прогнозируемый тон — все зависит от формы и размера. И все же после отливки они звучат по-разному: при застывании чуть-чуть расширился металл, свой отпечаток наложила погода или даже лунный цикл. И вот уже колокол получил свой уникальный голос. Впрочем, чем больше его размер, тем меньше отклонений от ожидаемого звучания.

Волгоградский звонарь учился на хореографа и до поры до времени был равнодушен к колокольному звону

За несколько лет звонарь и настройщик Александр Моренов привык к оглушительному звону колоколов и научился мастерской импровизации — теперь мужчина не просто перебирает знакомые всем звонарям «рисунки», а собирает их в свои собственные перезвоны.

— Помню, когда я учился звонить в колокольне Свято-Духова монастыря, от звука закладывало уши. Ты уже вышел оттуда, а в голове еще 15 минут что-то гудит, — улыбается Александр Моренов. — Со временем все проходит — сейчас я не чувствую никаких изменений в слухе. И все же всегда ношу с собой беруши: бывает, зайдешь в незнакомую звонницу, а там большой колокол ударит со всей силой. После этого могут заболеть уши.

Начиная перезвон, Александр Моренов меняется в лице и не слышит ничего вокруг

Александр Моренов возвращается в небольшой гараж с хорошей акустикой. Звонарь достает несколько пар наушников, берет в руки нити от колоколов и начинает с редких перезвонов. Меняясь в лице и двигаясь всем телом в такт насыщенной мелодии, Александр Моренов бросает нити и с закрытыми глазами слушает эхо от разыгравшихся колоколов.

— Нас часто спрашивают: есть ли у нас какие-то шаблоны? За несколько месяцев начинающий звонарь осваивает базовые ритмы и идет на колокольню. А потом всю жизнь ищет новые приемы и импровизирует. На одном из фестивалей колокольного звона я встретился с настоящей легендой Валерием Гараниным — звонарем, который впервые поднялся на колокольню больше 50 лет назад. Как он чувствует этот звук, как легко, утонченно нажимает на все растяжки. Такая мастерская техника приходит с большим опытом. Многие не любят пускать на колокольню посторонних зрителей. Церковные звонари начинают волноваться и могут дать осечку. Кстати, штатный звонарь Казанского собора именно так и нашел свою новую профессию. Однажды он шел мимо Свято-Духова монастыря, услышал неточную ноту и пришел к нам в школу: «Я смогу сделать это лучше». И сделал.

Волгоградец научился не только мастерски звонить в колокола, но и настраивать их до идеального звучания

Колокольня для барабанщиков и настоящих байкеров

За 13 лет звонарь и настройщик успел позвонить в сотне разных звонниц. Больше всего Александра Моренова впечатляют старинные колокола, дающие размеренный и густой звук.

— Как-то раз я уехал на учебу в Ростов Великий — в их колокольне специально не делают современную систему управления. Единую мелодию создают три человека — один раскачивает 32-тонный «Сысой» — без подготовки такое послушание долго не выдержишь. В других храмах в звонницах делают классическую систему. И все же бывают исключения. У меня занимался байкер Владимир Иванов ростом выше двух метров. Чтобы не чувствовать никакого дискомфорта, в колокольне храма всех Святых на Мамаевом кургане он поднял звонарский столбик (который поднимают примерно на метр) на высоту 1,70. Мне такой достанет до лба, а уж ребятам пониже до него и вовсе никогда не дотянуться.

Волгоградца часто приглашают на фестивали колокольного звона

С опытом свой уникальный стиль приходит не только к звонарям, но и к настройщикам — едва взглянув на установку, Александр Моренов может назвать имя своего коллеги.

— На самом деле, в России работает не так уж и много настройщиков, — комментирует Александр. — И у каждого есть свой почерк: это сделал Андрей Дьячков, а здесь постарались новосибирцы. Тут работал Илья Дроздихин, который мастерит все оттяжки из цепей. С первого взгляда можно узнать и работу Владимира Петровского. Как бывший барабанщик, он всегда ставит звонарские педали на левую сторону.

Александр Моренов подобрал колокола для строящегося Александро-Невского собора

Не получив специального музыкального образования, Александр Моренов научился слышать каждый оттенок колокольного звона.

— Недавно мы поехали в Ярославль за колоколами для нового Александро-Невского собора на площади Павших Борцов, — вспоминает звонарь. — Владимир Шувалов специально отлил их впрок — чтобы было, из чего выбрать. Мы перебирали все колокола, подбирая их по благозвучию. Маленькие подвесили в комнате, средние — на улице, а большие поднимали краном. Несмотря на то что мы послушали почти все из них, общая мелодия будет звучать только после их установки на новой звоннице.

Виктория Рындина
Фото: Алексей Волхонский

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Работа в −50, алкоголь и тоска по дому: нефтяник — о том, как празднуют Новый год на вахте
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Не хватало мне любви по жизни, и я ее покупал»: честный рассказ человека с огромными долгами по кредиткам
Дмитрий М.
Мнение
Дяденька, купите бургер: российским детям предложили законодательно запретить фастфуд — что за этим кроется
Стас Соколов
Эксперт
Мнение
«Тариф с попутчиком очень недоработан»: водитель такси откровенно рассказал о том, что его бесит в работе
Михаил Швалёв
Самозанятый, водитель-партнёр «Яндекс Такси»
Мнение
«Копай и собирай мешки бесконечно»: неравнодушная россиянка поехала волонтером в Анапу и показала масштабы трагедии без прикрас
Дарья
Рекомендуем
Объявления