В Центральном районе Волгограда начался снос причальной эстакады — недостроенной части речного вокзала, не вошедшего в проект реконструкции нижней террасы Центральной набережной. Привычное место купания летом молодёжи и сборищ неформалов должны заменить дорожки и новый спуск к Волге.
Строительство двухуровневой причальной стенки на набережной имени 62-Армии связано с планами расширить речной вокзал. Возведение будущей гордости Волгограда началось в начале 70-х годов.
— Проектированием занималась та же группа архитекторов, что и проектировала Речной вокзал, — рассказал V1.ru историк речного флота Виктор Коваль.
— К нему сейчас прилегает группа причалов с номерами от 10-го до 16-го. Причём 16-й прицепной. Со строительством нынешней эстакады планировалось расширение причальных стенок для увеличения возможности швартовки речных судов.
В советские годы причалы Речного вокзала не справлялись с большим количеством судов на Волге.
— В 80-е годы пассажиропоток был большой, и дополнительные причалы должны были получить номера 7, 8 и 9, — пояснил историк судоходства. — Они были спроектированы с возможностью швартовки во время паводка, поэтому делались в два уровня. Строительство причалов началось, но так и не закончилось. В 1985 году пришла перестройка, и на эту причальную стенку махнули рукой.
От разрушаемой причальной стенки планировался выход на улицу Комсомольская.
— По проекту, от причалов можно было подняться на эстакаду и по дорожкам выйти на тротуар улицы Комсомольской на пересечении с нижней террасой набережной, ныне рокадной дорогой. Продумано всё было довольно ёмко, лаконично и организованно.
Сносимая эстакада должна была стать «домом» речных трамвайчиков.
— Пятачок, где сейчас сносят причалы, с 80-х годов прошлого столетия так и не был до конца оформлен.
Участок между бронекатером БК-13 и лестницей Центральной набережной как был пустырём, так до сих пор и остался, — говорит Виктор Коваль. — Есть информация, что причалы местного флота от Речного вокзала хотели передвинуть туда. То есть оттуда должны были ходить речные трамвайчики на «Культбазу», «Краснослободск», «Волжский» и другие направления. Но эта информация не проверена.
Эстакаду, по планам, разберут в ближайшие две недели.
— Причальная стенка состоит из 80 верхних плит весом по 20 тонн, — рассказали в администрации Волгограда. — Вместе с ними подрядчик вывезет 48 ригелей, скрепляющих между собой колонны и плиты. Под разбор попадают и 36 колонн. Все работы должны быть закончены до начала ноября.
На месте недостроенной части речного вокзала оборудуют спуск к Волге и разобьют дорожки.
— Сейчас в границах от Комсомольской до стены Родимцева ведутся подготовительные работы к масштабной реконструкции, — рассказали в компании «Стройтрансгаз». — До конца года рабочие демонтируют разрушенную часть подпорных стен. Вместо старых бетонных плит на подпорной стенке появятся новые, из монолитного железобетона. Всего подлежат замене 1200 метров подпорных плит на двух ярусах. После этого строители перейдут к основным работам по реконструкции и благоустройству, в том числе к организации разноуровневого ландшафта нижней террасы набережной.
Ремонт Центральной набережной проводится впервые за 65 лет её существования. Деньги на обновление гордости Волгограда нашли в федеральном бюджете и в правительстве Московской области.
Алексей Серебряков