В администрации Волгоградской области разработали программу развития туризма до 2026 года. Строить самостоятельно чиновники ничего не собираются, как и приводить в порядок действующие туристические места региона. О состоянии туризма, планах и затратах на его развитие читайте в материале V1.RU.
Что имеем и чего боимся
— В Волгоградской области более 2700 объектов культурного наследия, — говорится в аналитической записке к документу, подписанному Андреем Бочаровым. — Отличительной особенностью региона является сочетание богатого культурного-исторического наследия с хорошими природными и ресурсными возможностями. Это позволяет развивать практически все виды туризма: культурно-познавательный, медицинский, экологический, круизный, этнографический, событийный, гастрономический, религиозный, сельский и деловой.
Волгоградские чиновники признают, что регион заметно отстаёт от соседей в развитии туризма:
— Вместе с тем Волгоградская область значительно уступает лидирующим в сфере туризма регионам ЮФО по количеству коллективных средств размещения, номеров и мест, а также численности лиц, размещённых в них.
Проанализировали в администрации Волгоградской области и основные проблемы развития туризма в регионе.
— Туристический поток в Волгоградскую область в 2016 году составил 860 тысяч человек, в 2017-м — 903 тысячи, в 2018 году в год ЧМ-2018 — 1 миллион 100 тысяч, — посчитали чиновники. — Среди проблем, препятствующих дальнейшему развитию внутреннего и въездного туризма, — недостаточно развитая инфраструктура, низкая конкурентоспособность туристического продукта, недостаточный уровень развития допуслуг, маркетинговых мероприятий по продвижению регионального продукта на российском и мировом рынках, недостаточность квалифицированных кадров в сфере туризма, низкий уровень развития креативных индустрий и информационных технологий.
Разрабатывая многомиллиардную программу, которая до 2026 года должна исправить ситуацию, в администрации указали и на наиболее возможные риски, которые могут помешать намеченным планам.
— Возможно, потребуется увеличение финансирования программы и сократится финансирование из федерального бюджета, что вызвано неблагоприятной экономической ситуацией в стране, — отмечается в документе. — Может возникнуть бюджетный дефицит, и ухудшиться внутренняя и внешняя конъюнктура в связи с ростом инфляции и кризисом банковской системы. Среди потенциальных рисков — ужесточение санкций.
Что будут строить и развивать?
К 2026 году волгоградские чиновники не выделят ни рубля на строительство или возведение каких-либо осязаемых объектов туриндустрии. Но зато в госпрограмму вошли проекты местных бизнесменов, которыми гордятся чиновники.
— К 2021 году в Дубовке откроется гостиница на 14 номеров и будет обустроена причальная стенка за счёт внебюджетных источников, — отмечается в плане развития туризма региона. — На это частник потратит 12 миллионов рублей.
Отметим, что причальная стенка в Дубовке практически уже сделана, а необходимость возведения гостиницы связана с личной заинтересованностью коммерсанта. В открытом доступе в интернете сейчас можно найти не менее 20 различных гостиниц и мотелей в Дубовке.
В Волгоградской области построят аквапарк. Но появится он не в региональной столице, где его нет, а в 45 километрах от города. Прямо на трассе Волгоград — Сызрань всё в том же Дубовском районе.
— Я планирую построить аквапарк и гостиницу на 43 номера, — рассказал корреспонденту V1.RU владелец гостиничного комплекса «Тихая Гавань» Василий Грачёв. — Проект мне помогает делать администрация и также расчищает берег Волги, чтобы к комплексу могли подходить корабли.
Стоимость уникального проекта составляет 38 миллионов рублей. Аквапарк и гостиницу Василий Грачёв собирается построить к 2021 году.
Ещё один проект строительства, указанный в программе развития туризма, — это благоустройство и разбитие парка у гостиницы «Опава» в городе Камышине.
— Сейчас работы по созданию парка идут полным ходом, — пояснили в гостинице. — Мы активно сотрудничаем с местной администрацией.
Все расходы лягут на плечи бизнеса — около 21 миллиона рублей.
Губернатор включил в госпрограмму развития туризма региона только один проект частных лиц, который будет реализован в Волгограде. По мнению чиновников, главным центром притяжения туристов должны стать не многочисленные запущенные парки города, не зарастающая мусором Лысая гора, требующие ремонта музеи или памятники истории и культуры.
В ведомости расходов на госпрограмму с цифрой затрат 405 077 000 рублей к 2022 году стоит «Создание комплекса инфраструктуры на территории поймы реки Царицы "Новая пойма"». Подробности грандиозных планов в документе не указаны, а в самой пойме до сих пор пытаются открыть обещанный Андреем Бочаровым к Масленице ледовый каток.
Ещё один глобальный туристический проект с громким названием стоимостью бюджету в 0 рублей 0 копеек — региональный туристический речной кластер «Царицынский круиз».
Говоря простым языком, это восстановление причальных стенок и возрождение круизов между Камышином, Дубовкой и Волгоградом. Туристам будет предлагаться речной отдых с видом на красоты великой русской реки. Города, по задумке чиновников, станут туристическими центрами, причалив к которым, турист отдохнет и изучит их на экскурсиях. За четыре года на «Царицынский круиз» потратят 476 077 000 рублей из внебюджетных источников.
Отметим, что подобные рейсы ходят и сейчас. Их стоимость начинается от 5500 рублей за самые худшие бытовые условия и заканчивается 20 000 рублей — за люкс.
На что пойдут бюджетные деньги?
У государства финансовых возможностей больше, чем у частных компаний и предпринимателей. Но вкладывать средства в строительство аквапарков или улучшение инфраструктуры действующих туристически привлекательных мест и сооружений волгоградские чиновники не собираются.
— На развитие объектов наследия ЧМ-2018 выделяется до 2026 года 2 миллиарда 490 миллионов 880 тысяч 300 рублей, — говорится в госпрограмме. — Дирекции эксплуатации стадиона «Волгоград Арена» выделяются дополнительные субсидии — 2 миллиарда 322 миллиона 338 тысяч 500 рублей. Ещё 168 541 800 рублей дирекции предоставляется на обеспечение своей деятельности.
Большая часть всех средств, предусмотренных на развитие туризма в Волгоградской области, уйдёт на раскрутку «Волгоград Арены».
В бюджете решили выделить средства в ближайшие шесть лет лишь на одну базу отдыха — «Дубрава».
— На обеспечение эксплуатации базы отдыха «Дубрава» до 2026 года выделяется 32 миллиона 935 тысяч 100 рублей, — говорится в тексте региональной программы. — Из них 18 миллионов 275 тысяч 100 рублей направят из областного бюджета. В 2019 году на турбазе отдохнут 100 человек, а в последующие годы — по 500 человек.
В этом году на каждого «планового» посетителя, единственная в списке инвестируемых турбаз области, «Дубрава» получит по 65 000 рублей.
В списке покупок и мероприятий чиновников, на которые они собираются развивать туризм, несколько десятков статей расходов. Ниже публикуем самые значительные из них.
Развитие туризма в Волгоградской области в цифрах
На повышение уровня туристического сервиса в областном бюджете заложено 21 241 000 рублей. О методах повышения в программе не указывается.
В ближайшие три года в Волгоградской области появятся шесть мультимедийных информационных киосков «Туристический информационный центр Волгоградской области». За их покупку и содержание бюджет заплатит 5 миллионов 244 тысячи рублей. Ещё 1,6 миллиона рублей уйдёт на модернизацию сайта о туризме региона.
Ежегодно в области будут появляться 45 QR кодов и 10 указателей к туристическим маршрутам. Это обойдётся по 1 миллиону 16 тысяч рублей в год.
На создание конкурентноспособного туристического продукта и его продвижение на внутреннем рынке выделяется 253 миллиона 261 тысяч 400 рублей.
Повышение квалификации специалистов туриндустрии их добровольная аттестация, а также обучение английскому языку врачей, полицейских, транспортников обойдётся всего в 3,25 миллиона рублей. На эти средства планируют подготовить 205 человек.
На покупку 63 000 сувениров в бюджете заложили 28 миллионов рублей.
На повышение уровня информированности о Волгоградской области и уровня туристической привлекательности потратят 72 миллиона 994 тысячи 400 рублей.
Маркетинговые и информационные мероприятия, включающие изготовление печатной продукции и пресс-туры в другие регионы, будут стоить 87 миллионов 150 тысяч рублей.
Проведение и или участие в туристических мероприятиях обойдётся 62 миллиона 260 тысяч рублей.
На разработку туристического бренда региона заложили 2 миллиона 857 тысяч рублей.
Региональный проект «Экспорт услуг» обойдётся в 43 миллиона 860 тысяч рублей.
Проведение информационно-коммуникационой компании в сфере развития экспорта туристических услуг на территории иностранных государств будет стоить волгоградским налогоплательщикам 24 миллиона 120 тысяч рублей.
Участие в различных мероприятиях подразумевает затраты на 19 миллионов 740 тысяч рублей.
Алексей Серебряков