В Екатеринбурге с понедельника горожане протестуют в связи со строительством храма. Полиции и ОМОНу приходится разгонять недовольных. Вспоминаем случаи, когда в Волгограде возведение культовых объектов вызывало негатив жителей, — в материале V1.RU.
Храм Всех святых на Мамаевом кургане
Идея построить на главной высоте России православный храм вызвала большие споры в обществе. После визита в Волгоград патриарха Алексея II начались проектные работы. А администрация Волгограда выделила земельный участок в бессрочное пользование площадью 6174 кв. метра. Противники строительства заверяли, что памятник-ансамбль имеет общероссийский статус и поэтому вопрос о каком-либо вмешательстве в его целостность может решаться только на общенациональном референдуме. К своей позиции они прикладывали письмо Минкульта РФ от 16 апреля 2001 года, запрещающее строительство церкви на Мамаевом кургане.
Затрагивали противники строительства и моральную сторону.
Похороненные на Мамаевом кургане советские солдаты были не только православными, поэтому строительство на его территории православной церкви посчитали надругательством над религиозными чувствами захороненных защитников Сталинграда других религий. Некоторые уверяли, что появление храма — это прямое осквернение могил.
Не все архитекторы разделяли идею постройки храма, мотивируя своё мнение тем, что церковь испортит целостность монументального комплекса и не вписывается в знаменитый проект Евгения Вучетича.
— Возможно, они излишне тенденциозно воспринимают эти объекты, — делился своим мнением с V1.RU протоиерей Вячеслав Жебелев. — Вспомните, в 90-е, когда храм только строился, сколько было противников? Люди чуть ли не сжигали сами себя, только лишь чтобы не отдать попам святую землю. Но сейчас, когда все построилось, посмотрите, как все стало красиво и органично. Что же касается возможных недовольств со стороны представителей других конфессий, то что мешает им строить свои храмы на своих святых местах? Что же касается Мамаева кургана, то первый тост Сталина был именно за великий русский народ. А основу народа России составляли православные христиане. Это тоже нужно учитывать.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы рядом с музеем-панорамой «Сталинградская битва»
Летом 2010 года волгоградская Епархия и администрация Волгограда заявили о выделении земельного участка под строительство храма Покрова Пресвятой Богородицы. Всё бы ничего, но храм решили построить в сквере по улице Чуйкова на перекрёстке с 13-й Гвардейской всего в нескольких десятках метров от музея-панорамы «Сталинградская битва».
Озвученные планы вызвали массовые протесты жителей Центрального района и архитекторов Волгограда, считающих, что громадное сооружение храма площадью практически 800 квадратных метров уничтожит последнюю остававшуюся свободной от застройки парковую зону центра города. Волгоградцы также упрекали РПЦ в коммерческом интересе возведения храма непосредственно рядом с музеем.
На месте строительства поставили белый мраморный крест в торжественной обстановке на месте клумбы 14 октября 2010 года, а спустя всего две недели, 26 октября, он упал и разрушился. Его починили, но крест периодически вновь находили разрушенным. В полиции версию вандализма отвергали, а чиновники и священники всячески её отстаивали. Волгоградцы устраивали дебаты и писали гневные письма президенту страны с требованием не допустить строительства.
В конце марта 2011 года решение комиссии по градостроительству и архитектуре Волгограда о согласовании места размещения храма Пресвятой Богородицы «Волгоградской епархии Русской православной церкви» было аннулировано. 30-метровое здание храма строить не стали, а на месте предполагаемой постройки через полгода сделали детскую площадку.
80-метровая статуя Иисуса Христа на Аллее Героев
В августе 2016 года бурно обсуждалась идея установить 80-метровую скульптуру Иисуса Христа на островке безопасности при переходе проспекта Ленина к Аллее Героев. Волгоградцев прельщало и имя её создателя — известного российского скульптора Зураба Церетели. Дальше дискуссий дело не продвинулось: в бюджете просто не было средств для перевозки и установки статуи. А петиция с подписями волгоградцев за статую так и осталась не рассмотренной серьёзно.
Александро-Невский собор на площади Павших Борцов
Пожалуй, самые массовые публичные слушания в Волгограде за последние 10 лет прошли в 2015 году, когда решался вопрос о строительстве храма Александра Невского. Сотни верующих заглушали все попытки противников идеи строительства храма высказать своё мнение. С разницей в 100 голосов победила церковь. Мнения у горожан были самые разные. Начиная от того, что собор вернёт Волгограду божественную ауру, до завлечения на город гибели.
— В последние 20 лет попытки застроить эту территорию предпринимались постоянно, желающих — целая очередь, — рассуждал директор «Волгоградгражданпроекта» Андрей Куприков. — Почему судьба такой ценной городской территории решается на публичных слушаниях? Получается, что судьбу знаковой городской территории будут решать врачи, учителя, работники торговли. Все кто угодно, кроме профессиональных архитекторов. По этой логике вполне можно проводить врачебные консилиумы перед операцией тяжелобольного на улице и спрашивать у прохожих, как лучше его оперировать.
Тем временем волгоградцы стали собирать подписи против строительства храма.
— Мы, жители Волгограда, категорически против возведения этого здания, нарушающего целостность архитектурной композиции площади, на которой проходят военные парады и многочисленные светские мероприятия для всех горожан и гостей города-героя, — говорилось в её тексте, направленном во все возможные инстанции.
В августе 2016 года многие серьёзно испугались настроя недовольных горожан. Пришедшие на стройку рабочие увидели на заборе, где размещена схема строительства, нанесенную ночью краской надпись: «Взорвали раз — взорвем еще». Полиции пришлось искать злоумышленников, а рабочим — закрашивать надпись.
Также многие волгоградцы осудили вырубку деревьев за площадью Павших Борцов под туалеты для священников и прихожан строящегося собора.
Алексей Серебряков