В Волгограде на 1000 человек приходится всего 292 квадратных метра торговых площадей. По мнению экспертов, это настолько мало, что наш город оказался в конце рейтинга по обеспеченности торговыми площадями. Бывший вице-мэр Дмитрий Любитенко считает, что в больших торговых центрах у Волгограда нет нужды, и предлагает строить торговые улицы.
Большой торговый центр, как пылесос, всасывает в себя ликвидность других коммерческих площадей
— Волгограду нужны новые торговые центры? Не думаю, что нужны.
Несколько дней назад жители города узнали о недостатке торговых площадей. При этом в информационных материалах, что я успел прочитать, между торговыми площадями и торговыми центрами почему-то ставился знак равенства.
«В Волгограде, — пишет V1, — на 1000 человек приходится всего 292 квадратных метра торговых площадей, что является предпоследним показателем по сравнению с другими городами России». И далее: «...Минимальное количество торговых центров в Волгограде связано с неблагоприятными экономическими факторами».
Следуя формальной логике, мы должны понимать, что не все торговые площади находятся в торговых центрах. Более того, торговые центры, пускай это звучит довольно неблагозвучно, подавляют деловую активность в зоне своего притяжения.
Большой торговый центр, как пылесос, всасывает в себя ликвидность других коммерческих площадей из других частей города, заставляя огромное количество автомобилей устремляться на свои гигантские парковки, создавая дисбаланс в организации транспортной системы города.
Городские власти в недавнем прошлом предпочли дендрарию в Советском районе торговые центры, дали добро на строительство уродливого и огромного торгового здания возле Центробанка. Сейчас для торговых центров, которым теперь придумали слово-ширму «Многофункциональный центр», отведены новые места — напротив Механического института в Тракторозаводском районе, в районе автовокзала — в Центральном.
Волгограду нужен другой формат с торговыми улицами и променадами
Я предлагаю для крупных городов Волгоградской области — Волгоград, Волжский, Камышин — другой формат развития торговли, основанный на формировании торговых улиц и променадов. Этот формат во многом делает привлекательными европейские города для миллионов туристов из России.
Необходимо пересмотреть систему параметров городской застройки, которая в настоящее время закреплена в правилах землепользования и застройки. Нужно внедрить современные объемно-пространственные решения, делающие городскую среду более привлекательной для горожан: регулировать процент застройки по фронтальной границе, высоту застройки, выходящей на фронтальную границу земельного участка, и пр.
Со временем это сформирует городскую среду, которой наши сограждане восхищаются в странах Европы: с обилием прогулочных зон, магазинов с витринами, небольших уютных кафе.
Дмитрий Любитенко