В Красноармейской районе Волгограда от улицы Олимпийской, через улицу Копецкого до улицы Марийской, находятся старые двухэтажные жилые дома, которые были построены ещё в середине прошлого века. Снаружи они обложены уже выцветшим от времени светло-розовым кирпичом, а внутри полностью деревянные. Эти дома должны быть признаны аварийными, а жильцы — расселены. По крайней мере, сами обитатели зданий в этом не сомневаются.
Сперва внимание привлёк дом на Марийской, 7. От прочих этот дом отличается тем, что его кирпичный фасад полностью обвалился наземь, обнажив древесное нутро. С левой стороны дома, под окнами, расположена горка красных кирпичей. К подъезду, у которого нет даже двери, на велосипеде подъехал молодой мужчина. Его зовут Влад, он проживает в этом доме.
— Да, дом изначально был обложен кирпичом. Я надолго уезжал, поэтому не застал момент, когда он стал таким. Мне рассказали, что с левой стороны дома вся кирпичная стена обвалилась, а всё остальное сделали работники УК, потому что была опасность для жильцов. Этот дом давно признали аварийным, и вот в августе-сентябре нас переселяют. Недавно пришло уведомление об этом, и одну семью уже переселили. С момента его постройки никаких ремонтных работ вообще не проводилось, мы всё сами делали: красили стены и т. п. Как-то раз здесь забилась канализация, мы обращались в ЖЭК по вопросу ремонта, но нам отказали, сказав, чтобы сами решали проблему, — рассказал Влад.
У следующего дома на Марийской, 1 по всему фасаду трещины. Вместо двери вход в подъезд преграждает тюлевая занавеска. В прихожей подъезда на левой стене нарисованы подсолнухи и надпись: «Благослови эти руки, Господь, этот дом и живущих в нём». Стены, перила и ступени сделаны полностью из дерева. При подъёме от каждой ступени в воздух поднимается пыль времени, и, кроме того, каждая ступень, издавая скрип, сильно проседает под весом. Проводка и электрический щиток перекочевали из прошлого века. Стены и потолок в трещинах, чёрных и жёлтых разводах.
Женщина, проживающая на втором этаже в шестой квартире, охотно впустила в свою квартиру, чтобы показать, что осталось после дождей, прошедших накануне. Она представилась Натальей Сулацковой. Оказывается, её сноха сделала пост в паблике «Подслушано. Волгоград» с видеозаписями, сделанными во время дождя. Она рассказала, что два года назад на крышу дома обрушилась большая ветка, и с тех пор она представляет из себя решето.
— Да, это не крыша, а решето. Года два назад на нашу крышу упала большая ветка, и в нескольких местах пробила шифер. С тех самых пор как ни дождь, так протекающая крыша и разводы на стенах не только в подъезде, но и в квартире. Неоднократно обращались, звонили и писали заявления в ЖЭК, но всё без толку. Говорят, что рассмотрят заявления, и на этом всё. Единственное, что было за все эти годы, это выездная комиссия в 2014 году, которая признала наш дом аварийным.
Наталья Васильевна поделилась скриншотом с неустановленного сайта, где указан год постройки дома и предполагаемая дата расселения жильцов и видеозаписью, сделанной во время дождя. И действительно, на портале «Реформа ЖКХ» указано, что в 2014 году была комиссия, после которой дом признали аварийным с 2015 года. Также там указано, что дом возведён в 1953 году, его физический износ 70% и плановая дата расселения и сноса — 31.12.2023. Но по словам Натальи Васильевны, их уведомили только о том, что дом аварийный.
Люк на чердак оказался открытым, поэтому попасть на него не составило труда. На чердаке царил затхлый воздух и всеобъемлющая духота, несмотря на многочисленные дыры в крыше. Из угла в угол пробежал чёрный кот, остановившись на мгновение, чтобы посмотреть на незваного гостя. В нескольких местах дыры заделаны народными способами: где-то к крыше приложен кусок металлического шифера, подпёртый бруском, где-то расставлены тазики и вёдра.
Следующий жилец из восьмой квартиры, показывая потолок в спальне, рассказал, что он также несколько раз обращался в управляющую компанию и прокуратуру.
— Я оставлял несколько заявлений в ЖЭК и прокуратуру. В прокуратуре заявление перенаправили опять же на ЖЭК. Затем мне пришло письмо, что ЖЭК больше не обслуживает наш дом, поэтому писать заявления не имеет смысла. С мая этого года все обязательства ЖЭКа перешли компании ООО «Алые паруса». Я уже оставил три телефонных заявки, сказали рассмотрят, но как обычно, ничего не происходит. Я здесь живу с 2006 года и за это время ни разу не видел, чтобы кто-то что-то делал по этому дому. Обычно всё делаем сами или платим частным работникам. В УК обращаться смысла нет. Только один раз в 2014 году приезжала комиссия, которая посчитала дом аварийным. С каждого жильца дома они взяли по 5000 тыс. рублей.
Этот жилец также был не против поделиться видеозаписью о том, что происходит в квартире при дожде. Передача видеофайла по блютузу должна была занять 20 минут, поэтому он любезно предложил выпить кофе. Проводив на кухню, от которой повеяло сталинским духом, он поставил кипятиться воду не в чайнике, а по старинке в ковше.
Услышав информацию о том, что дом переселят предположительно в 2023 году, он удивился:
— Может быть, поэтому по дому не проводят никаких работ, — предположил он, но к переселению отнёсся со скепсисом, как к чему-то скорее невозможному, чем возможному. Оказывается, его также не уведомляли о переселении.
Уже за чашкой кофе он рассказал, что, несмотря на то, что у дома есть обслуживающая компания, тем не менее от них нет ни уборщиков подъезда, ни уборщиков территории, ни каких-либо работников и совсем никакой обратной связи. Благоустройство территории и спиливание деревьев не проводится. На заднем дворе детская площадка, полностью заросшая травой, а горка покоится среди ветвей, обвалившихся с деревьев. Ремонт в квартире сделать невозможно, потому что при смене сезонов дом ходит ходуном и его стены перемещаются то вверх, то вниз, поэтому везде красуются разорванные обои.
— Когда дом был ещё в управлении ЖЭК, на мою машину упало дерево. Я выиграл суд с ЖЭК. По результатам суда мне должны были выплатить 180 000 тыс. рублей. Но ЖЭК обанкротилась, и в итоге я ничего не получил. Поэтому на мне сейчас висит кредит за ремонт автомобиля. На следующей неделе я попробую написать письменные заявления в ООО «Алые паруса». Если также не будет никакого отклика, неважно, выиграю или нет, но буду судиться, — рассказал он напоследок.
Интересно, что этот дом на Марийской, 1 соединён с другим домом — Марийская, 3. На сайте реформы ЖКХ указано, что он изношен на 78,70% и выселение со сносом будет на один год раньше, чем у Марийской, 1.
Артем Чапоргин