«В Камышине процветает дискриминация по признаку "инвалидность", и первые, от кого это исходит, — это чиновники. Они не видят и не реагируют на те замечания, которые мы им озвучиваем. А нам много не надо — чуть больше внимания и чуть больше средств». С такими словами в адрес редакции V1.RU обратилась мать 39-летнего инвалида из Камышина Светлана Ивченко. По словам женщины, в Волгоградской области инвалидам приходится выживать. Проблемы самого разного порядка — от транспортных до финансовых.
— В то время, когда в правительстве заявляют о развитии доступной среды и раздувают паруса для инвалидов, у нас в Камышине на них вешают якоря, — заявляет Светлана Ивченко. — В нашем городе не работает нормально социальное такси, многие инвалиды не могут получить помощь в медцентре из-за огромных ценников, нас отгораживают от других людей.
Одна из главных проблем, с которой живут инвалиды Камышина, — работающее в полсилы социальное такси.
— На социальном такси подъемник не работает уже больше трех лет, — говорит мать инвалида. — Даже моего сына можно затолкать в это такси только при помощи мужчин. В прямом смысле затолкать. А что делать, если из помощников только водитель в возрасте и, к примеру, я, женщина? Те, кто не в состоянии постоять на ногах, пока поднимают коляску, этим такси вообще не пользуются.
Другая, тоже транспортная, проблема — это автобусы. Со слов Светланы Ивченко, администрация Камышина в рамках программы по формированию комфортной среды купила три новые машины. Пазики позиционировали как низкопольные, но на деле оказалось иначе.
— Когда объявили о покупке низкопольных автобусов, моей радости не было предела. Это действительно было бы большим подспорьем для нас. Но, когда я увидела машины своими глазами, поняла, что низкопольные они только на словах. Да, они оснащены подъемниками, но водители либо не знают, как работать с механизмами, либо попросту ленятся их опускать. Получается, что деньги потратили по программе о доступной среде, но доступности на деле мы не получили.
До обращения к чиновникам, говорит Светлана Ивченко, никто из камышинских инвалидов не знал расписания автобусов.
— Кое-как я добилась, чтобы на остановках повесили расписание, однако оно есть либо не везде, либо верить ему не приходится. К примеру, мы приходим на остановку к 15:00, а оказывается, что автобус ушел на 15 минут раньше. Будет ли он? Когда будет и куда поедет, мы, разумеется, узнать уже не можем.
Деньги потратили, но доступности на деле мы не получили
Доехав до нужной остановки, где находится реабилитационный центр, инвалидам на колясках приходится ехать по проселочной дороге.
— К центру, куда приезжают для лечения инвалиды, до сих не подвели тротуар. Собираем ямы и ухабы. Когда я везу своего Федора на кресле, придерживаю его рукой. Если инвалид оказался на этой дороге один, он однозначно упадет. Ну мы же маресьевцы, он полз — и мы доползем.
9 июля Светлана Ивченко отправилась на прием к главе администрации Камышина Станиславу Зинченко.
— Он сидел и с полуулыбкой разговаривал со мной, — вспоминает мать инвалида. — Я ему рассказывала о проблемах, не просила золотой унитаз для Федора, я просила о доступности для всех. По итогу разговора я поняла, что заставить этого человека уважать инвалидов нельзя.
Это не все беды, с которыми живут инвалиды Камышина. Лечение в центре для молодых инвалидов для многих из них не по карману.
— Только у нас, в Волгоградской области, чтобы получить помощь медиков, инвалиду нужно доказать, что он нуждается в этом, — говорит Светлана. — Если, к примеру, у моего Федора пенсия 12 тысяч, у меня — восемь и еще есть зарплата мужа, то мы не подпадаем под категорию малоимущих, а значит, должны платить за лечение. Никто из чиновников не задумывается, сколько денег у нас уходит только на одни лекарства. В соседних регионах инвалид первой группы вообще ничего не должен доказывать. С людей не берут никаких справок — им просто оказывают помощь. В Волгоградской области этот вопрос мог бы решить губернатор. Андрею Бочарову достаточно лишь один раз взмахнуть пером.
С просьбой прояснить проблему социального такси в Камышине журналисты V1.RU обратились в «Камышинский центр социального обслуживания населения».
— Я не могу ответить за то, почему подъемник не работал предыдущие годы, — сообщила нам директор центра Ирина Глушихина. — Я работаю здесь год, и да, о проблеме мне известно. Пришлось немало написать писем, но нам всё же выделили деньги на починку подъемника. Сейчас мы заключаем контракт, и, думаю, в сентябре уже всё будет готово. Ремонт дорогой, но скажу, что это намного дешевле, чем покупать новую машину.
К слову, «Газель» на всех инвалидов Камышина всего одна.
С просьбой прокомментировать рассказанное матерью инвалида мы позвонили главе Камышина Станиславу Зинченко. Сославшись на занятость, он говорить не смог. Позицию администрации нам сообщили в пресс-службе.
— В распоряжении муниципального предприятия «Автоколонна городского округа — город Камышин» имеются пять автобусов, оборудованных для перевозки граждан с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидов-колясочников, — рассказала начальник отдела по связям с общественностью и СМИ Олеся Грушевская. — Один из этих автобусов находится на ремонте с февраля 2019 года. Остальные четыре ежедневно работают на самых востребованных маршрутах. Расписание их движения можно узнать на остановках, оно также есть на официальном интернет-сайте
администрации городского округа — город Камышин и не раз публиковалось на страницах камышинской общественно-политической газеты «Диалог».
В администрации Камышина признают, что по техническим характеристикам в имеющихся автобусах есть лишь одно место для колясочников. Заглядывая на перспективу, чиновники надеются на помощь частников.
— При всём желании водителя два и более пассажира на инвалидном кресле в одном автобусе не поместятся. К сожалению, в нашем городе такую важную и ответственную миссию по перевозке людей с ограниченными возможностями здоровья берет на себя пока только муниципальная автоколонна. Мы стараемся подключить к этому все возможные ресурсы. Но очевидно, что о создании условий для инвалидов-колясочников должны задумываться и частные фирмы-перевозчики.
По словам Светланы Ивченко, сидеть сложа руки она не будет. Женщина намерена добиваться для инвалидов Камышина комфортной среды.
— Слава богу, я уже не одна. Потихоньку присоединяются люди, потому что проблем очень много.