Истерия вокруг сковородок, которые можно приобрести в магазинах «Магнит» с 80-процентной скидкой, началась этим летом во многих городах России. Люди месяцами собирали наклейки, чтобы купить дешевую посуду, а в итоге остались ни с чем — акционных сковородок на всех не хватает, и такая ситуация во многих магазинах торговой сети. Нередко погоня за подарками и недорогим товаром приводит к конфликтам с продавцами. Но почему люди так падки на подобные маркетинговые уловки? Об этом в своей авторской колонке рассуждает психолог Анна Левченко.
— Не все поддаются этой истерии. Люди с критическим мышлением не поведутся на скидку, но таких достаточно мало. Если на товар действительно низкая цена, даже если это некачественный товар, то большинство покупателей мыслят в рамках фразы «а вдруг завтра не будет». Это идет из советского прошлого, когда всё было в дефиците.
Аналогичное происходит во время школьных базаров, когда люди в одно и то же время бегут покупать тетрадки, хотя их можно приобрести в любое другое время — без очередей и ажиотажа. Будто тетрадки — это какой-то дефицитный товар. Подобное происходит и с дешевыми сковородками. Психологическая установка обусловлена нашим историческим развитием.
Играет ещё эффект массовости: все побежали, и я побежал, хотя по факту человеку эта сковородка может быть и не нужна. Здесь срабатывает эффект толпы. Все так делают, значит, это правильно, нужно так делать. Ещё, как правило, такие люди испытывают эмоциональный голод. Им нравится испытывать какие-то эмоции, когда в реальной жизни ничего не происходит, и человек ищет что-то, чтобы поэмоционировать.
Агрессию в таких случаях проявляют (ругаются с продавцами и другими покупателями), мягко говоря, не очень успешные люди. Не получилось в карьере, в семье, зато я отожму сковороду, буду первая в очереди. Довольно легкий способ выразить агрессию и почувствовать себя победителем.
Людям нужны ситуации успеха. Для кого-то это набрать сковородок по низкой цене больше, чем у соседки, или быстрее встать к кассе, тогда у человека поднимается самооценка. Опыт успешности всегда её поднимает. У людей по-разному это происходит. Какими бы сверхгуманными мы ни были, всегда есть дух соперничества. Кто-то сковородки отжимает, кто-то отжимает заводы, а кто-то парней уводит.
Важно понимать, что не со всеми людьми, собирающими наклейки и покупающими посуду со скидкой, что-то не так. Главное — подходить к этому вопросу разумно. Маркетологи используют психологические приёмы, зная нашу природу. Любой человек может попасться на маркетинговые уловки. Тут главное задать себе вопрос: «Купил бы я эту сковородку, если бы не было скидки?»
Вы собираете наклейки (чур, только честно) и участвуете в магазинных акциях?