Восстановить нельзя — легче новую сделать. Такой вердикт в отношении мозаичного панно «Люди в белых халатах» вынесли художники Волжского. 24 сентября вопрос спасения мозаики обсуждался на встрече экспертов.
— Решение, что реставрация невозможна, мы приняли единогласно, — рассказал журналисту V1.RU бывший руководитель Нижне-Волжского управления Министерства культуры России Константин Каркачев. — Я пока не буду говорить, кто был на собрании, чтобы люди не пострадали. Но это серьезные художники Волжского.
Каркачев повторяет, что так разбирать панно и складывать совками в мешки было непозволительно. Заявление чиновников, что панно можно собрать в другом месте, по мнению эксперта, звучит дилетантски.
— И что, что аккуратно в мешки сложили? Что теперь с этого?! — возмущается бывший чиновник. — Надо было каждый камешек, каждый кусочек смальты пронумеровывать. Я уже говорил, это очень серьезная работа. А теперь мы не хотим в мешках это панно забирать, как его восстанавливать. Если возьмем, то ответственность сразу на нас ляжет. Это уже анекдотом становится. Если мы соберем мозаику, то рядом табличку повесим: «Воссоздали мозаику, уничтоженную горбольницей».
С экс-главой Нижне-Волжского Минкульта согласна и известная художница Ирина Бароха. По словам волжанки, нового места для воссоздания «Людей в белых халатах» не найти.
— В больнице Фишера и под размеры все идеально подходило и по тематике, — уверена Ирина Бароха. — Сам Черноскутов специально с Фишером это продумывал. А теперь куда это панно? Это как галстук: если к костюму не подходит, то вы не будете его носить. И вообще, то что они срубили панно — это уже мусор. Там каждый кусок смальты в бетоне. Представляете, сколько затрат только для того, чтобы очистить каждый камешек от цемента?! Гораздо проще из новых материалов сделать. Но максимум, что получится, — это по мотивам воссоздать. Полностью нереально практически.
Ирину Бароха сильно настораживает, что вслед за мозаикой Черноскутова из Волжского могут исчезнуть и другие объекты культуры. О них дочь знаменитого художника монументалиста Николая Бароха знает не понаслышке.
— Я с отцом сама делала мозаику в плавательном бассейне Волжского. Там папиных витражей множество. Целые комплексы — два океана: воздушный и морской. А недавно я узнала, что бассейн в ведение области отдают. И кто знает, не повторится ли ситуация? Нас ведь никто не спрашивает — просто сносят и все.
Тема спасения подобных «Людям в белых халатах» объектов стала второй по важности на собрании 24 сентября. По закону, объектом культурного наследия может стать только та работа, которой более 40 лет. Как рассказала V1.RU Ирина Бароха, в Волжском таких объектов множество.
— Только работ моего отца в Волжском около 12. Мы обсудили, что все работы и папы, и Черноскутова, и других художников надо в отдельный список занести и отдать его в облкомитет охраны памятников культурного наследия, лично председателю Ломову. В Волжском очень много работ, которым сорок и более лет. А более молодые панно, витражи и другие объекты тоже надо записать. Как им возраст придет, можно и их подавать на подтверждение статуса культурного наследия.
В комитете госохраны объектов культурного наследия V1.RU пояснили, что каждое заявление по внесению в перечень рассматривается 90 рабочих дней. Если совет при комитете решает внести объект в список, он сразу попадает под защиту государства. Чтобы стать культурным наследием, нужна целая экспертиза.
— Экспертиза проводится в течении года, — рассказал V1.RU Алексей Ломов. — Честно скажу, у нас сейчас в области около 150 памятников в перечне, еще по сотне экспертизу не провели. Денег в бюджете не хватает.
Экспертиза, по словам чиновника, дело не дешевое.
— Давайте фонтан «Искусство» в центре Волгограда возьмем. Там экспертиза от 50 до 100 тысяч стоила. Но само строение не большое. А вот, к примеру, если комплекс застройки по проспекту Ленина брать со 2-го по 54-й дом, то там совсем другие деньги. Большие, не помню, сколько, но это, представьте, каждый дом нужно осмотреть, каждую его деталь.
Культурную общественность Волжского волнует не сама экспертиза, а спасение памятников. Факт расправы над «Людьми в белых халатах» художники просят проверить надзорные органы.
— Сейчас мы готовим жалобу в прокуратуру Волгоградской области, — заявил экс-руководитель Нижне-Волжского комитета культуры Константин Коркачев. — Надо наказать тех, кто это сделал. По статьям «Вандализм» и «Уничтожение объектов, имеющих культурную ценность». Кто виноват, пусть уже прокуроры решают. На наш взгляд, это люди, подписавшие проект капремонта в больнице Фишера.
Ранее вдова Геннадия Черноскутова, автора мозаичного панно, рассказывала журналистам V1.RU о том, что разговоры о демонтаже панно начались еще в декабре 2018-го. Тогда вдове об этом сказали волжские журналисты. Уже весной 2019-го руководство больницы пригласило на встречу волжскую художницу Ирину Бароха. Тогда, со слов главврача больницы Фишера Елены Дроновой, и стало известно о планах расправиться с панно.
Основной аргумент, который приводят чиновники в свою пользу, — мозаика не отвечает требованиям СанПиН. Эксперты и искусствоведы уверены, что существует несколько вариантов, которые позволили бы сохранить уникальную работу художника. Совета с художниками чиновники Волгоградской области решили, впрочем, не держать.