Судебный процесс по уголовному делу о фиктивном выполнении ряда работ при расчистке ерика Каширин в Волго-Ахтубинской пойме, стоимостью более 15 миллионов рублей, начался вчера, 22 октября, в Среднеахтубинском районном суде Волгоградской области.
Судебное заседание открыл судья Андрей Тюрин. На скамье подсудимых экс-гендиректор ООО «Волгоградспецресурс» Юрий Яковлев, обвиняемый в злоупотреблении полномочиями и бывший прораб этой генподрядной организации Вячеслав Квинтюк, обвиняемый в пособничестве этим злоупотреблениям. В случае вынесения обвинительного приговора подсудимым грозит наказание от штрафа в 120 тысяч рублей до лишения свободы на срок до пяти лет.
По версии следствия, между фирмой подсудимого Яковлева и облкомприроды был заключен госконтракт на выполнение работ по расчистке ерика Каширин и протоки от ерика Каширин до озера Проклятое на территории Волго-Ахтубинской поймы. Стоимость работ по контракту превышала 38,5 миллиона рублей.
— Выполнив часть предусмотренных договором работ, обвиняемый при помощи своего подчиненного подготовил заказчику акты о полном исполнении взятых на себя обязательств, — пояснили суть обвинений в пресс-службе областной прокуратуры. — После этого работы были оплачены заказчиком в полном объеме. Однако ряд предусмотренные контрактной документацией работы (техническая и биологическая рекультивация почвы) стоимостью более 15 млн рублей фактически не выполнены. Кроме того, директор фирмы организовал складирование грунта из ерика Каширин на земельных участках, являющихся особо охраняемой природной территорией. В результате уничтожения плодородного слоя почвы на указанных земельных участках окружающей природной среде причинен ущерб в сумме более 162 миллионов рублей.
Яковлев свою вину в злоупотреблении полномочиями «признает частично», а в нарушении правил охраны окружающей природной среды — отрицает полностью. Его подчиненный своей вины не признает.
Возбуждения уголовного дела по нарушениям при расчистке ерика добивались члены общественной экологической организации «Ось».
— О нарушениях закона и нанесении вреда экосистеме Волго-Ахтубинской поймы при расчистке ерика Каширин нам сообщил главный инженер субподрядной организации «Колер-Волга» Юрий Нечаев, — рассказал корреспонденту V1.RU глава организации «Ось» Олег Гончаров. — Мы выехали на седьмой участок и увидели там большую площадь снятого плодородного слоя и явное несоответствие объема выполненных работ проектным требованиям.
Первую жалобу общественники направили в региональную природоохранную прокуратуру. Когда ответа не последовало, Гончаров отправил письмо в главк — Тверскую природоохранную межрайонную прокуратуру. Вскоре Гончарова опросил оперуполномоченный Александр Карпов, и «расследование сдвинулось с мертвой точки». Весной 2018 года подключился следственный отдел Следственного комитета и было возбуждено уголовное дело. Обвиняемые по делу были помещены в СИЗО, а позже отпущены под подписку о невыезде.
— Очень странно себя ведет заказчик работ — комитет охраны природных ресурсов и экологии администрации Волгоградской области. Например, мы отправили им запрос по нарушениям в ходе работ по расчистке ерика Каширин. Они провели проверку и официальным письмом нам ответили, что нарушений не выявили, — возмущается Олег Гончаров, демонстрируя корреспонденту письмо от 30.10.2017 года № 10–10/02 1032, подписанное председателем комитета В.Е. Сазоновым.
Основным свидетелем по уголовному делу выступает бывший главным инженером субподрядной организации «Колер-Волга» Юрий Нечаев. Он рассказал, что генподрядчик ООО «Волгоградспецресурс» в 2016 году нанял фирму «Колер-Волга» в качестве субподрядной организации для расчистки ерика Каширин. При этом проект субподрядчику не был предоставлен. На вопрос журналиста, как это возможно, Нечаев ответил: «К проекту нас не допустили. Сказали: "Делаете от сих до сих, а по объемам выполненных работ мы потом сами с заказчиком разберемся". Нас туда запустили, чтобы мы ничего не знали. Я заявил Мамаеву (директору ООО «Колер-Волга») и Яковлеву — без проекта работать нельзя. Но меня не послушали. Впрочем, частично с проектом мне все же удалось потом познакомиться».
Юрий Нечаев подробно рассказал о нарушениях, допущенных во время проведения этих работ.
— Это толпа жулья, которая ворвалась в природу Волго-Ахтубинской поймы через облкомприроды. Все их работы были приняты и оплачены. При этом был нанесен вред природе, — считает Юрий Нечаев.
По его словам, на первом участке ерика Каширин, недалеко от турбазы «Дубровский» по проекту объемы выемки грунта составляли 18,5 тысячи кубометров. На деле «отработали» около 10 тысяч кубометров. При этом не удалось согласовать с хозяином участка закладку карты для складирования грунта. Расчищенная рядом карта оказалось малой площади. На ней позже взгромоздилась огромная гора грунта. На втором участке объем работ был небольшим — около 3,5 тысячи кубов. Но грунт сваливали не на карту, «а в дубовый лес». Также в дубраву «сбросили» и 18 тысяч кубометров с третьего участка.
— На седьмом же участке работы планировалось провести только «для видимости» (500 кубометров), чтобы местные жители увидели, что тут были какие-то работы, — говорит Юрий Нечаев. — А когда перемещали на седьмой участок земснаряд, Мамаев сказал — не надо, мол, Яковлев дал отбой.
Судья Тюрин огласил ходатайство отсутствующего адвоката прораба Квинтюка. Защитница попросила перенести рассмотрение дела на другое число, так как она 22 октября находилась в служебной командировке. Судья удовлетворил прошение адвоката и назначил судебное заседание на 30 октября.