Сегодня, 5 ноября, в Волгограде прошло прощание с человеком-легендой — выдающимся археологом и преподавателем Владиславом Ивановичем Мамонтовым. V1.RU вместе с близкими проводил профессора в последний путь.
По воле Владислава Ивановича, хоронить его не стали. Ученый при жизни пожелал, чтобы его кремировали.
Владислава Мамонтова не стало 3 ноября на 84-м году жизни. Больше года он боролся с раком, пережил операцию осенью прошлого года. В этом году почитаемый многими земляками преподаватель стал не нужен педуниверситету и его уволили с 0,1 ставки. Месяц назад Владислав Мамонтов пережил инсульт, сразу после чего в вузе заявили, что готовы принять его обратно. Владислав Иванович не смог справиться с болезнью.
Сразу после вести об увольнении Владислава Мамонтова из университета многие горожане выступили с резкой критикой в адрес руководства вуза.
— Это очень печально, потому что это один из столпов археологической науки, — говорил директор областного краеведческого музея Анатолий Мальченко. — Я не знаю, по каким причинам и в какой форме его уволили. Самое печальное, как с ним обошлись. Потому что человек очень многое отдал волгоградской науке, многое сделал для неё. Те люди, которые увольняли Владислава Ивановича Мамонтова и так обошлись с ним, пока ничего и близко не сделали, чтобы так с ним обходиться. Это неправильно и некрасиво. Самое неприятное, что это показывает уровень этих людей.
Руководитель регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры долго подбирал слова для комментария.
— Мне приходят на ум только матерные слова по поводу ситуации с Владиславом Мамонтовым, — признаётся Валерий Котельников. — Этот человек действительно мамонт нашей археологии. Тяжело подбирать слова. Людей, которые его так уволили, нужно просто гнать поганой метлой отовсюду без права доступа ставить печати и подписи.
Владислав Мамонтов всю жизнь прожил в родном городе, родился в 1936 году. Жил с родителями на улице Невской. Отец с началом войны ушёл на фронт. Мама работала телефонисткой.
На церемонии уже более сотни человек. Возраст пришедших самый разный. Здесь и выпускники, и преподаватели, и студенты. На кладбище приехала на автобусе делегация ВГСПУ.
По приблизительным меркам, сейчас на кладбище в Дзержинском районе Волгограда, чтобы проститься с Владиславом Ивановичем, собрались около 300 человек. Пройти в зал, где проходит прощание, пока проблематично. На улице известные историки обсуждают работы Мамонтова. Многие не могут сдержать слез.
— Слушай, ладно, потом... — говорит одному из мужчин при рукопожатии директор Волгоградского областного краеведческого музея Анатолий Мальченко. Мужчина заметно переживает.
В августе 2013 года Владислав Мамонтов дал интервью сайту V1.RU. Выдающийся ученый рассказывал нам о бомбежке Сталинграда. Такой, какой видел ее своими бездонными глазами совсем маленький мальчишка.
— 23 августа навсегда запомнилось у меня в голове, потому что день был очень хороший. День был теплый. Объявляют воздушную тревогу. Но сталинградцы не обращали на нее внимания, потому что бомбили до этого СталГРЭС, Тракторный завод. Самолетов не было. Услышали какой-то гул, пролетели очень быстро истребители немецкие, которые разбросали листовки. Это были очень страшные листовки. Я до сих пор помню ее, потому в центре было изображено кровавое месиво из наших солдат, нашей техники, а вокруг стоят хорошо обточенные немецкие танки. На оборотной стороне: «Сдавайтесь, вы в окружении».
В конце 2000-х годов в Волгоград приезжали устанавливать узы дружбы, в том числе и ветераны вермахта. Они просили прощения у оставшихся в живых ветеранов и «детей Сталинграда». Но Владик Мамонтов не простил.
— Сколько бомбёжек, сколько несчастья принесли ваши войска, сколько погибло людей! — обратился профессор к немцам. — Сколько крови, сколько голода, болезней вы принесли! Пока жив хоть один ветеран, пока жива хоть одна мать, потерявшая своих детей, пока живо хоть одно дитя Сталинграда, мы вас, захватчиков, не простим!
Подробнее о судьбе и личности Владислава Мамонтова — в нашем специальном материале.
К гробу с улицы вытянулась большая очередь. Портрет Владислава Ивановича с той же доброй интеллигентной улыбкой, которую все хорошо знают. В стороне у стены стоит ректор ВГСПУ, уволивший легенду города Александр Коротков.
На экране у изголовья гроба на слайд-шоу несколько фото профессора с раскопок.
Начинается церемония прощания.
В 1964 Владислав Иванович закончил педагогический, работал в 50-й школе, был заведующим отделом краеведческого музея. В вузе работал с 73-го года. Автор более 300 работ.
Имя Владислава Мамонтова занесено в «100 лучших людей России». Собравшиеся отмечают его чувство юмора. Много говорят об археологическом клубе при университете «Легенда». Ученый руководил им 55 лет.
Слово берет ректор ВГСПУ Александр Коротков:
— Сегодня мы прощаемся с Владиславом Ивановичем. Главное его богатство, что он смог создать среду вокруг себя. С ним прощаются все поколения. Он до последнего дня представлял интерес у всех. Главное его достижение — клуб «Легенда». Тысячи людей прошли через клуб, полюбили жизнь благодаря ему. Настоящий учитель и педагог. Его ученики известны в историко-научном мире. Все знаем его искрометный юмор. Он человек университета. Учеба, длительная работа, его имя отождествляется с именем вуза. Я не говорю о нем в прошлом, он остается с нами, его труды.
Николай Сергеев профессор, бывший ректор ВГСПУ:
— Сложно подобрать слова, которые отразили бы скорбь и печаль нашего коллектива. Ушел яркий человек, педагог. Он воплощал то лучшее, что связано с нашим университетом. Владислав Иванович отдал свой талант и педагогический дар. Он дитя Сталинграда, патриот своего города, родного края, университета и науки. Патриотизм он воспитал у тысяч. Это его главная заслуга. Он нес любовь к людям, коллегам, детям. Мы тесно общались с ним. Обсуждали проблемы в науке. Я не переставал удивляться его преданности своему делу. Каждый год он ездил в экспедиции. Это было целым событием. Мы гордились им. Вспоминаю, как он с коллегой заперся в кабинете и потребовал никого не пускать. Там было около килограмма золотых находок, восстанавливающих эволюцию человечества. Он не обращал внимания на регалии, а гордился своей работой и учениками. Был отличным рассказчиком. Его сочный русский язык и искрометный юмор помогали ему делать свою личность притягательной. Посмотрите, сколько молодежи, у которой открыт путь в науку. Нет сомнений, что его дело будет продолжено. Это нужно нам всем. Мы вас, Владислав Иванович, будем помнить всегда, как украшение нашего университета и яркую звезду, освещающую наш путь в жизни.
После речи Николая Сергеева никто в зале не решается взять слово. Гроб с телом Владислава Мамонтова несут к часовне на территории кладбища, где пройдет отпевание.
В 15:00 в столовой ВГСПУ пройдет поминальный обед. Чтобы доставить всех на место, вуз выделил два автобуса.
— Нас покинул еще один человек. Один из немногих, — говорит Валерий Котельников. — Очень жаль. Это тот самый случай, когда говорят о невосполнимой потере. Эта потеря невосполнима. Принято говорить, что незаменимых людей не бывает. Но Владислав Мамонтов незаменим. Я у него, кстати, занимался в «Легенде» в 1974 году, когда она только-только начиналась. Первые занятия были в пединституте, потом в подвальном помещении на углу Советской.