Журналисты федерального телеканала НТВ 21 февраля опубликовали сюжет о жильцах деревянного вокзала XIX в городе Урюпинске Волгоградской области, который могут снести. Право на жильё за урюпинцами признавать не хотят, а чиновники не знают, как помочь волгоградцам.
— Вокзал станции Урюпино. Его исторический облик, как говорится, остался неизменным с тех самых пор, как сюда пришёл первый поезд. Было это 31 декабря 1871 года, — цитирует V1.RU исторический экскурс журналистов НТВ. — Пассажиры входили в дверь, где была касса. Там покупали билеты и проходили дальше на перрон. Никаких предметов старины, свидетелей эпохи, здесь, судя по всему, не осталось. Может быть, только редкая мебель, набитая всяким хламом.
В старом вокзале живут урюпинцы.
— На первом этаже были залы ожидания и ресторан. На втором поселился начальник вокзала с семьёй. Спустя полтора века люди по-прежнему живут здесь, — отмечается в сюжете. — Это несколько семей. В основном бывшие или нынешние железнодорожники, получившие скромные ведомственные квадратные метры. На самом деле, живут, как на вокзале. Не уезжают.
Здание деревянной железнодорожной станции не признано жилым.
— В данный момент его хотят снести, этот вокзал, — говорит пожилой житель вокзала Василий Разливаев.
Вокзал принадлежит «Российским железным дорогам».
— При том что для руководства компании здание ценности не представляет. Собственник, наоборот, платит за отопление, — отметили московские телевизионщики. — Во времена Министерства путей сообщения людей селили сюда, как в общежитие. Ирина живёт здесь больше 20 лет.
Женщине пришлось дойти до Волгоградского областного суда, чтобы остаться в маленькой квартире.
— Они оспаривали нашу прописку, — делится Ирина Клюева. — Что её нам якобы давали временно, а город ошибочно прописал на постоянку. А так нам якобы дали пожить чуть-чуть.
Федеральные телевизионщики отметили маленькие комнаты и не самые лучшие условия для жилья.
— В общих коридорах холодно, стены обиты фанерой, — говорят журналисты. — Но это единственное жильё для этих людей. Идти им некуда. Собственник пытался выселить жильцов из нежилого здания. Они остались и теперь боятся поднимать шум или жаловаться лишний раз. Сами платят за свет и воду, ремонт делают за свои.
Судьба урюпинцев остаётся открытой.
— Когда были суды, железная дорога говорила, что здание нежилое, технически аварийное, много было предписаний, — вспоминает Светлана Чуперка. — Что оно как складское помещение. И что мы вообще прописались непонятно туда как.
Телевизионщики узнали, что почти три года назад Приволжская железная дорога предложила властям Урюпинска принять старый вокзал в муниципальную собственность, чтобы разрешить жилищную проблему его обитателей.
— На это в июле того же года был получен официальный ответ от администрации города Урюпинска, что город Урюпинск не нуждается в этом здании, — говорит начальник службы корпоративных коммуникаций Владислав Покоев.
Местные власти говорят, что все вопросы — к собственнику.
— Никто не знает теперь у нас, что делать, — признаёт начальник отдела муниципального жилищного контроля урюпинской администрации Александр Рязанов. — По сути, его, наверное, нужно переводить в жилое помещение, как собственникам. Чтобы уже потом решать какие-то вопросы по жилью, расселению.
Москвичи отметили и ценность вокзала в культурном и историческом аспектах.
— На старых снимках станицы Урюпинской деревянный вокзал — предмет особой гордости. Дубовое здание на кирпичном фундаменте. Это казалось невозможным, но купцы уговорили власти протянуть сюда железную дорогу, чтобы торговать было легче. Поезда взамен лошадей.
В те времена в Урюпинске действовала третья по величине ярмарка Российской империи — «Покровская».
— Может быть, и есть ещё где-то деревянные вокзалы, но наш фактически один из последних, — отмечает директор Урюпинского художественно-краеведческого музея Наталья Яковенко.
Объектом культурного наследия здание деревянной станции не является.
— У старейшего деревянного вокзала страны тем не менее нет никакого охранного статуса, — проверили журналисты. — Экскурсии сюда не водят. Это просто здание, которое не является памятником истории или архитектуры.
Председатель Волгоградского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Валерий Котельников заметил, что вопрос можно решить быстро.
— Ничто не мешает в ускоренном темпе провести выявление и установку этого здания под охрану, — заверил Валерий Котельников.
После поездки в столицу российской провинции столичная съёмочная группа пришла к печальному выводу.
— Судьбы старого вокзала и его жильцов, кажется, уже неразделимы, — резюмируется в сюжете. — Его не сносят, может быть, потому, что там живут люди. Жильцов не расселяют потому, что по всем правилам их расселять неоткуда. У них нет никакого жилья. Но они живут, и вокзал стоит. Пассажирские поезда сюда больше не приходят. Станция Урюпино — это тупик...
Печальная история старинного деревянного вокзала в Урюпинске в Волгоградской области не единична. В марте 2016 года ради строительства линии аэроэкспресса от международного аэропорта Волгограда до центра города во время подготовки к ЧМ-2018 под снос пошло другое историческое здание вокзала в Гумраке.
Деревянный железнодорожный вокзал был построен в 1917 году. Здание выстояло во время Сталинградской битвы, в нем размещался госпиталь и проводились штабные совещания немцев.
В 2011 году «Областной научно-производственный центр по охране памятников истории и культуры» провёл государственную историко-культурную экспертизу и нашёл у вокзала в Гумраке признаки объекта культурного наследия. Спустя два года к таким же выводам пришли эксперты ООО «Экспертиза Поволжья» из Саратова, готовившие документы для РЖД.
Результаты двух экспертиз направили железнодорожникам и чиновникам комитета культуры Волгоградской области, который тогда отвечал за сохранение исторических памятников.
За три года вокзал в список объектов культурного наследия не попал и был уничтожен. Спустя несколько дней комитет культуры администрации Волгоградской области принял решение внести уже снесённое двухэтажное здание в охранный реестр. Заинтересовалась сносом по факту исторического здания транспортная прокуратура. Но спасать и защищать уже было нечего...