
Волгоградка Ольга Калиновская может разлучиться с семьей минимум на 10, а максимум — на 20 лет. Поводом для этого стала посылка с лекарством из Индии, которую на таможне сочли запрещенной, поскольку препарат содержит производные наркотика эфедрона. В отношении женщины возбуждено уголовное дело о контрабанде наркотических средств, сама же волгоградка не считает себя виновной и намерена добиться оправдания.
— При получении международного почтового отправления из Индии была выявлена жительница Волгограда в отделении почтовой связи ОСП УФПС Волгоградской области филиала ФГУП «Почта России», расположенного в Волгограде, — сухо сообщает в пресс-релизе Астраханская таможня. — В посылке находились таблетки с надписью «Bupropion Hydrochloride Extended Release Tablets USP» в количестве 300 штук. Согласно заключению экспертизы, изъятые таблетки содержат в своем составе производное наркотического средства «эфедрон» (меткатинон) общей массой 90 граммов.

В соответствии с «Перечнем наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации», «эфедрон» (меткатинон) отнесен к списку № 1 наркотических средств и ввоз данного препарата на территорию Российской Федерации запрещен. В отношении наркотических средств установлены специальные правила их перемещения через таможенную границу Таможенного союза, которые не были соблюдены при перемещении международного почтового отправления из Республики Индии на территорию Таможенного союза.

Такое количество лекарства таможенники сочли крупным размером и возбудили в отношении женщины уголовное дело по статье «контрабанда наркотических средств». Расследованием занимается Волгоградское ЛУ МВД России на транспорте.
Сама же волгоградка считает, что стала жертвой несовершенства российского законодательства:
— Я долгое время жила на Украине, — рассказывает Ольга. — С детства у меня были проблемы с вниманием. На Украине, в силу ряда событий в моей жизни и целого ряда очень серьезных стрессов, я начала плохо спать, появились и другие проблемы. Знакомая, работающая с детьми, страдающими поведенческими проблемами, заподозрила у меня синдром дефицита внимания и гиперактивности. Посоветовала обратиться к специалисту из Норвегии, занимающемуся этими нарушениями и также страдающему этим синдромом. Он выслал мне тесты, углубленные, на них отвечала я, отвечал мой муж, как человек, видящий меня со стороны. В итоге мы отослали эти тесты в Норвегию и диагноз подтвердился. Чтобы справиться с ним, мне рекомендовали пить «Бупропион» и пить его практически постоянно.
Ольга уверяет, что этот препарат разрешен во многих странах Европы, а до 2016 года свободно продавался в аптеках России. Он не вызывает эйфории, а человек, принимающий этот препарат, может водить машину, воспитывать детей.

— Он просто чуть приглушает эмоции, чтобы мозги могли планировать, соображать, отделять лучшее от худшего, полезное от неполезного.— рассказывает Ольга. — Это прописано в инструкции. Более того, передозировка вызывает судороги, а не эйфорию, как наркотики.
Ольга пила препарат год, пока жила на Украине. Затем по семейным обстоятельствам была вынуждена вернуться в Волгоград. Здесь начались проблемы с матерью, многочисленные суды за квартиру, погашение долгов за ЖКХ… Проще говоря, снова стресс, и все, с чем Ольга успешно боролась в Киеве, вернулось снова.
Есть в ситуации с лекарством и одна странность — кто заказал и оплатил посылку с лекарством из Индии в адрес Ольги Калиновской. Женщина настаивает на версии, что посылку с лекарством выслали без ее ведома и не по её просьбе. Причем отправителем стал тот самый консультант из Норвегии, якобы не общавшийся с ней целый год. И якобы он это сделал просто так, по доброте душевной.
— О том, что я переехала в Волгоград, я рассказала знакомому из Норвегии, — продолжает Ольга. — И после этого мы с ним не общались около года. Все это время я не пила лекарство, надеялась справиться со своими проблемами сама, без таблеток. А в декабре приходят два извещения о посылках. Муж часто заказывал по интернету всякие безделушки. Ребенок был дома, с температурой, муж остался с ним, я побежала на почту. В одной посылке была музыкальная шкатулка. Другая была упакована в подарочную упаковку. Как только я взяла ее в руки, ко мне подошли люди и представились сотрудниками таможни. Мол, пройдемте. Я не знала, что там, а таможня — знала. Я не заказывала этот препарат, не оплачивала, трек не отслеживала. Это знакомый из Норвегии выслал, не спросив, нужен ли он мне. В итоге мне предъявили контрабанду 90 граммов наркотического средства, хотя активного вещества в таблетках — всего 45 граммов. 7 февраля меня ознакомили с результатами экспертизы и возбудили уголовное дело за контрабанду. Хотя прекрасно знают, что ни о какой контрабанде нет и речи. Этот препарат до 2016 года был разрешен к свободному обороту на территории России, купить его можно было и в 2017 году. И мой знакомый из Норвегии выслал его, не зная ситуации в стране. Просто по доброте душевной.

— Вся моя вина в том, что я не предположила, что мой знакомый, не общаясь со мной год, может выслать мне посылку, — сетует Ольга. — Я должна была предугадать это и написать ему с просьбой не высылать эти таблетки. Я пока на свободе и молюсь, чтобы невинные люди могли лечиться на свободе и буду пытаться доказать свою невиновность. Хотя бы потому, что в таможенном законодательстве нет понятия «производные». Мне же не пришел эфедрон. Мне пришел «Бупропион».
— Перечень веществ, запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации, определяет не таможня, — уточнили в пресс-службе Астраханской таможни. — Таможенные органы в данном случае выступают лишь исполнителями законов и нормативных актов, точно так же, как судебные приставы исполняют решения судов. Порядок действий в случае обнаружения запрещенных к перемещению через границу веществ и предметов определен нормативными актами. Наличие или отсутствие запрещенных к обороту веществ определяет не таможня, а специальные экспертные органы. На основании их заключения и возбуждается уголовное дело. При этом отметим, что их расследование ведется в строгом соответствии с действующим российским законодательством, с соблюдением принципа презумпции невиновности и принципов объективного и всестороннего расследования.
В Волгоградском ЛУ МВД России на транспорте подтвердили, что приняли дело о контрабанде «Бупропиона» к производству, однако подробности расследования озвучить отказались, сославшись на тайну следствия.

Врач психиатр-нарколог высшей категории Олег Горбунов, оперируя экспертной оценкой, размещенной на сайте Российского Общества Психиатров, уверен — препарат попал в список запрещенных из-за досадной ошибки и лишь по формальному признаку:
— Если на зайца надеть маску тигра, тигром он не станет. «Бупропион» в принципе не может быть наркотиком, и им не злоупотребляют. Казалось бы, после нескольких предыдущих абсурдных случаев с «Бупропионом» ошибка, появившаяся в 2012 году в Постановлении Правительства № 681 от 30.06.98 года, будет исправлена, — считает врач. — Тогда-то как раз и было решено, что вещество становится производным наркотика, если в наркотике «формально заместить» некоторые атомы. Такое замещение и явилось основой заключения, которое сделали эксперты таможенной службы в первом «бупропионовом деле» Дарьи Беляевой. Они учитывали только один формальный признак. А вот клиницисты и ученые медики и фармакологи учитывают не только этот формальный признак, но и проводят исследования. Их экспертная оценка размещена на сайте Российского Общества Психиатров. В нем указано, что «Бупропион» не наркотик, зависимости он не вызывает и объектом массового злоупотребления быть не может.
Но Правительство ошибку исправлять не спешит, таможня продолжает действовать в «соответствии с нормативными актами», а профессиональное сообщество в очередной раз получает подтверждение того, что его не хотят слышать. Главные же заложники абсурда — российские пациенты. Они по-прежнему не могут получать адекватного лечения. Замечу, что от отсутствия того же «Бупропиона» страдают не столько пациенты с нарушением активности и внимания (СДВГ), сколько пациенты… врачей-наркологов. Например, мои. Я имею ввиду желающих бросить курить. Потому что «Бупропион» доказанно эффективен, прежде всего, при лечении никотиновой зависимости.
А ведь список «бупропионов», то есть важных и эффективных лекарств, которые не пускали и продолжают не пускать в Россию, может занять несколько абзацев. И он может увеличиться. Казус в том, что из-за того же формального признака из аптек могут исчезнуть и другие лекарства, например, «Суматриптан». Это основной препарат для лечения мигрени. Просто у запретителей до «Суматриптана» пока руки не дошли. А вдруг дойдут?
И все же есть причины надеяться на лучшее. С запозданием, но все-таки в российские реалии приходит доказательная медицина. В Минздраве сменился министр. Популяризаторы научных знаний становятся лидерами общественного мнения. Потому коллеги высказывают осторожную надежду на то, что в России станет меньше гомеопатии и прочих «фуфломицинов», а препаратов и методов лечения с доказанной эффективностью станет больше. И сажать за них не будут.