В телевидении в том виде, в каком оно существует как минимум последние 10 лет, есть четко выверенный механизм формирования «удобного человека». Ток-шоу, сериалы и даже выпуски новостей на федеральных каналах воспитывают равнодушных и уважающих грубую силу людей, одновременно уверенных в «особом пути» России и в том, что все вокруг покупается и продается. В этом убежден волгоградец, по роду своей деятельности хорошо знакомый с принципами пиара. О том, что представляет из себя сегодня ТВ России, — в авторской колонке Кирилла Урванцева.
Какое-то время в 90-х годах телевидение вышло из-под идеологического контроля государства и получило возможности для творческих экспериментов. Появилась вполне здоровая конкуренция, как в области информационного вещания, так и в развлекательном сегменте. Что интересно, во втором случае она сохраняется до сих пор. Но контроль над информационной и политической повесткой был восстановлен довольно быстро. Причем, существует ряд идей, которые последовательно внедряются. И не только в пресловутых ток-шоу с одними и теми же экспертами. Но и во вполне себе развлекательном контенте, например, сериалах. Не стоит недооценивать тех, кто занимается формированием этого «неписанного свода правил российской жизни». Конечно, они обсуждались на закрытых экспертных советах и, безусловно, когда-то обнаружатся в документах уходящей эпохи. Я же постараюсь сформулировать наиболее значимые мифологемы нового времени (ориентировочно с 2012 года), внедряемые через телевидение.
1. Неприятие рыночных отношений и стигматизация бизнесменов.
Вы будете смеяться, но люди, которые идут в переполненный товарами магазин, ездят на кредитном «Солярисе» и уже побывали в Турции, не любят рыночную экономику. 75% процентов готовы вернуться в СССР. Безусловно, роль ТВ в таком восприятии огромна. Покажите сериал или фильм, где предприниматель положительный герой. Поэтому никакого роста экономики ждать не стоит.
2. Внедрение идеи об исключительности российской (советской) цивилизации и полной непригодности западных ценностей
Самую большую благодарность наши власти должны бы объявить покойному ныне сатирику Михаилу Задорнову и его рассказам о тупых американцах. Впрочем, последователей у него хоть отбавляй. В ход идет в основном апелляция к излишнему либерализму в вопросах взаимоотношений полов и семейного уклада. Также критике подвергается идея либерализма и свободы, как ключевых ценностей западного мира. В общем, геи, лесбиянки, педофилы, желтые жилеты, негров линчуют, готовы за доллар мать родную продать и т.д. Уровень обобщений традиционно высок.
3. Терпимость к насилию и разного рода уродливым проявлениям человеческой натуры, безразличие к чужой боли.
Вы думаете, что все эти сюжеты Life.ru, бесконечные Малаховы и ведущий, берущий интервью у отца, утопившего ребенка в ведре, просто так? Отнюдь. Это формирование терпимости к насилию и низменным проявлениям, которые очень пригодятся при будущем силовом подавлении протестов. Сюда же включены разговоры о «скрепах» — домашнем насилии как необходимом условии воспитания, запретах всего и вся + сериалы о ментах и бандитах, различить которых практически невозможно. Создается иллюзия, что это и есть норма жизни.
4. Укоренение двоемыслия, системы неформальных практик и «понятий» в качестве альтернативы чужому соблюдению закона.
В какой-то степени это продолжение советской практики, когда все знали, что нужно говорить на публику и как действовать, чтобы реально достичь результата. Элита с удовольствием включилась в эту народную игру «фига в кармане» и прогоняет «западным партнерам» про верховенство закона, соблюдение прав человека, защиту инвестиций и приверженность демократическим процессам. Люди хорошо знают цену словам, лозунгам и обещаниям, а потому находят неформальные способы решения своих вопросов. При этом о долгосрочных последствиях пренебрежения принципами верховенства права никто не думает. Более того, над теми же американцами, которые постоянно судятся, принято смеяться. Впрочем, законодательство наше, где нормы предполагают расширительное толкование, зачастую дублируются или противоречат друг другу, вполне соответствует общему тренду.
5. Изоляционизм.
Это краеугольный камень информационной политики. Мы самостоятельные, нам никто не нужен. Включение в мировые производственные цепочки, глобальную экономику, культурный и политический процесс нас совершенно не интересует. Самое интересное, что сказки про импортозамещение действительно работают. И те, кто в собственной квартире с трудом найдут вещь, разработанную и произведенную целиком в России, всерьез верят в нашу исключительность и идеи Чучхе о полной автономии. Играет здесь роль и бедность. 75% населения за границей не были. А те, кто были, в основном турецкие пляжи посещали. Только давайте не брать в расчет аудиторию FB.
6. Милитаризм и патриотизм.
Воспевание армии, для пиара которой создан целый отдельный телеканал «Звезда» — особый смыслообразующий фактор информационной политики на ТВ. Броня крепка и танки наши быстры, ракеты долетают до Калифорнии, попытки исказить историческую правду о Второй мировой будут пресечены через статью УК, на парады выходят смотреть миллионы сограждан. Милитаризм хорош тем, что позволяет окружить страну кольцом врагов, пусть и в информационном пространстве. А когда враг у ворот, разве до перемен? Оставляем все как есть, и пусть нас боятся. Самое интересное, что СССР хотя бы на словах пропагандировал мир во всем мире. Все мы помним плакаты с белыми голубями в школах и на демонстрациях. Сегодня об этом речи не идет. Что касается идеи патриотизма, то она довольно цинично сведена к безоговорочной любви и приятию всего, что происходит в стране. Без какой-либо критики или обсуждения.
7. Стигматизация НКО и в целом любой низовой инициативы.
Вот вы что-нибудь слышали о Елизавете Глинке и отрядах «Лиза Алерт» до того, как она стала доверенным лицом? Это четкий сигнал о том, что любая низовая самоорганизация должна контролироваться, быть одобрена и не противоречить политике государства, в том числе информационной. Остальные будут закрыты. Возможности сетевых технологий настолько напугали, что был принят пресловутый «пакет Яровой». А заодно начата кампания по дискредитации самой идеи совершать какие-либо действия без участия государства. Крамольная мысль о том, что государство в некоторых вопросах неэффективно и только мешает, не должна проникнуть в головы россиян. И на это брошены немалые ресурсы, в том числе телевизионные. При этом само государство не собирается никак решать проблемы с редкими заболеваниями или, скажем, с помощью жертвам домашнего насилия. Такие вопросы вообще желательно замалчивать.
8. Воспитание фатализма, боязни перемен, страха проявить инициативу и т.д.
Это самый, пожалуй, долгоиграющий культурный код, который транслируется в российском медиапространстве. Упование на Бога и судьбу, невозможность изменить ход событий, боязнь и неприятие перемен через демонстрацию их негативных последствий. Опора на традиции предков, которые и не такое переживали. В ход идет все что угодно, от заваривания травок в передаче Геннадия Малахова до какой-нибудь «Битвы Экстрасенсов». Ведь конкуренция, попытка строить современную экономику и общественную жизнь — это долго, энергозатратно, да и результат не обязательно гарантирован (вот, мол, смотрите на Украину).
9. Внедрение хамства и цинизма в публичный дискурс в качестве новой нормы.
В СССР невозможно было представить, чтобы ведущие в эфире били экспертов, выставляли их из студии, орали матом. Теперь все это стало не просто возможно — такова новая норма. Сделано это намеренно, чтобы не утруждать условностями тех, кто раньше ими тяготился. И вот уже тонкий и талантливый режиссер Тигран Кеосаян превращается в псевдоюмориста самого низкого сорта, ведущего «Международную пилораму». Такие «мамонты» как Познер — исключение из правил, поэтому их показывают очень поздно. Канал «Культура» же стал нишевым продуктом, собственно эту самую культуру с ТВ выгнали, возможно прямо в ведре с фекалиями, которые выносил Артем Шейнин.
Резюмируя. Какой человек должен был сформироваться по итогам 10 лет пропаганды таких ценностей?
примитивно упрощающий обсуждение любого вопроса;
не приемлющий критики или сомнений в нашем особом пути;
циничный, злой, жестокий, равнодушный;
уважающий грубую силу;
уверенный в том, что все вокруг покупается и продается;
фаталист, не верящий в свои силы, прогресс, возможность перемен.
С таким набором вы можете предположить, что нас ожидает в недалеком будущем. И не стоит думать, что эпоха Ютуба все изменит. Эту площадку уже тоже освоили.
Согласны с автором?