Ежегодно весь мир ждет грандиозное событие в мире шопинга — «черную пятницу». Обычай устраивать масштабную распродажу появился еще в XIX веке, изначально в этот день распродавали технику, позже волну подхватили практически во всех сферах. Распродажа — это выгодно, но не экологично, поэтому в 1992 году появился Всемирный день отказа от покупок, который также отмечается в конце ноября. Разобраться в экотерминологии и выяснить, чем ценно осознанное потребление, помогли в языковом центре Anglomania.
Возникновение акции
Суть праздника-акции Всемирный день отказа от покупок (Buy Nothing Day) максимально проста: нужно на 24 часа отказаться от любых приобретений, будь то одежда, книга или даже булочка в любимой пекарне. Идея зародилась в Америке, основным аргументом был тот факт, что в странах с высоким уровнем жизни проживает только 20% населения планеты, и на это количество приходится 80% природных ресурсов Земли. Это не только несправедливое распределение, но серьезный удар по экологии.
Осознанное потребление
Люди, придерживающиеся жизни в стиле eco-friendly (дружелюбные к природе), стараются минимизировать спонтанные покупки и приобретать то, что действительно необходимо. Суть в том, что многие товары, которые мы покупаем «на эмоциях», остаются не у дел: яркое платье, оказывается, совсем не подходит к привычному стилю, а новые милые статуэтки мешают протирать пыль. Так многие покупки лежат в шкафу, пока, наконец, не будут отнесены на мусорку.
В России не сильно развит принцип сортировки отходов, поэтому и пластик, и ткань, и бумага, и другой мусор оказываются в одной куче. Возможности переработать такое разнообразие отходов нет, поэтому что-то разлагается, а что-то просто копится, выделяет вредные пары, разносится птицами, ветром по городам, лесам, водным артериям.
Кроме того, каждый приобретенный товар имеет углеродный след (carbon footprint) — это оценка выбросов парниковых газов при производстве того или иного продукта. Простым языком, многие действия человека или предприятия способствуют выделению этих газов, которые попадают в атмосферу и влияют на климат. Как известно, спрос рождает предложение, так что компании регулярно наращивают производство товаров, чтобы обеспечить «хотелки» покупателей. Это увеличивает не только углеродный след, но и количество расходных материалов (пластик в упаковке) и производственных выбросов.
Самый простой шаг к осознанному потреблению — это регулярная домашняя ревизия и составление списка покупок как в продуктовые, так и в магазины одежды.
Какие еще есть шаги к экологичному образу жизни
Вести экологичный образ жизни — не значит жить в лесах и отказаться от современных благ. Есть разные способы помощи природе, к слову, осознанное потребление — один из них.
Отказ от пластиковых пакетов. Практически каждый поход в магазин влечет за собой покупку пластикового пакета, в том числе маленьких пакетов для взвешивания конфет, фруктов, овощей. Сейчас всё больше становятся популярными тканевые авоськи и многоразовые мешочки для взвешивания. Большинство магазинов, особенно крупные сети, уже даже не задаются вопросом «А что это?», взвешивая товар в тканевом мешке. Также многие начинают носить с собой стаканы из силикона, пластика, железа: в кофейнях можно просить наливать напитки в свою емкость, за это тоже полагается скидка. Так заведения стараются минимизировать отходы в виде бумажных стаканчиков (которые на самом деле внутри имеют покрытие, которое тоже не перерабатывается).
Принцип zero waste и upcycling (ноль отходов и более широкое применение). Суть такого подхода к жизни в том, чтобы перерабатывать или искать новый вариант использования того, что обычно выкидывается. Например, пластиковый стаканчик из-под йогурта можно приспособить для рассады, а ненужную одежду использовать в быту или отдать на переработку в специальные сервисы. Кстати, некоторые сетевые магазины одежды принимают старые вещи в обмен на скидку на покупку.
Переход на использование экологичных товаров. Джутовые губки для мытья посуды вместо обычных, железные многоразовые трубочки вместо пластиковых, натуральное мыло и твердый шампунь без упаковки — это малая часть экологичных аналогов товаров ежедневного использования. Раньше всё это было в ограниченном доступе, теперь же практически в каждом крупном городе есть хотя бы один экомагазин, где можно найти для себя много полезного. К слову, и здесь нужно придерживаться принципа осознанного потребления: если есть одна джутовая губка — зачем нужна вторая?
Книг и сервисов, которые помогают разобраться в теме экологии и экологичном образе жизни, огромное количество. Конечно, пока что это направление в большей степени развито за границей, так что большая часть информации представлена на английском языке. Например, проект Ecology — BBC Future. Если вам близка экология и вы хотите глубже погружаться в тему, записывайтесь на курсы в ведущий волгоградский центр изучения иностранного языка Anglomania. Опытные преподаватели подберут подходящую программу, в том числе опираясь на индивидуальные запросы учеников и их интересы.