В Волгограде сотрудники Следственного комитета России инициировали массовую рассылку повесток о вызове на допросы очевидцам Сталинградской битвы. 90-летних стариков приглашают на приемы в следственные отделы в рамках возбужденного летом 2020 года уголовного дела о геноциде мирного сталинградского населения.
Информацией о вызове деда в следственный отдел сегодня, 1 декабря, поделился с «Новой газетой» внук пенсионера из Волгограда Денис Чистяков. Мужчину резко возмутила сама формулировка — «допрос».
— Когда я увидел это письмо, был безумно возмущен формой. Неужели, чтобы расспросить пожилого человека, узника лагерей о Сталинграде, нужно вызывать его на допрос к следователю? — цитирует «Новая газета» внука Василия Н. — На мой взгляд, эту работу можно было бы доверить историкам, архивистам. Можно было бы пригласить моего дедушку на беседу, но не на следственные действия.
В самом уведомлении, образец которого приводит издание, сообщается о том, что в производстве следственного отдела по Центральному району города Волгограда находится поручение следователя ГСУ СК РФ по уголовному делу об убийстве не менее 1700 советских граждан из числа мирного населения в период оккупации Сталинградской области.
— В связи с вышеизложенным возникла необходимость в вашем допросе в качестве свидетеля вышеуказанных событий. Вам надлежит явиться 1 декабря 2020 года к 10 ч. 00 мин. — говорится в повестке.
Эту информацию корреспонденту V1.RU сегодня также подтвердили в следственном отделе.
— Есть уголовное дело, которое было изначально возбуждено региональным следственным управлением. В настоящее время оно объединено в одно уголовное дело, которое расследуется Следственным комитетом России. В рамках этого дела вызываются планомерно все участники тех событий для производства с ними допроса, — сообщил руководитель СО по Центральному району Волгограда СУ СК России по Волгоградской области Владимир Суров.
По словам представителя СК, в случае, если пожилой человек не в состоянии самостоятельно явиться в отдел, следователи готовы выехать к нему на дом.
— К сожалению, по имеющимся у нас адресам не все участники событий проживают, — говорит Владимир Суров. — Поэтому мы оставляем повестки в почтовых ящиках. Люди звонят. Если они не могут приехать самостоятельно, мы сами выезжаем и производим допрос по месту жительства. Если они могут прийти либо их могут привезти близкие родственники, они их привозят.
В рамках уголовного дела выжившие очевидцы событий, происходивших на территории Сталинградской области в период с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943-го, проходят в качестве свидетелей. Сколько таких волгоградцев уже допрошено и предстоит допросить, в следственном отделе не уточняют.
— Пока мы в процессе, — говорит Владимир Суров. — Все они [свидетели] и их родственники с большой охотой откликаются. Был случай, что один мужчина и сам пришел, и свою жену привел, которой не оказалось в наших списках, а она тоже была участником. Женщина изъявила желание участвовать в уголовном деле, потому что все они сами заинтересованы в этом.
В Волгоградском областном совете ветеранов корреспонденту V1.RU сообщили, что знакомы с данной темой. Представитель организации Юрий Торгашов назначил личную встречу на 2 декабря, подчеркнув при этом, что сотрудники СК заняты весьма важным делом.
— Следственный комитет всё делает в рамках закона. И всё это делает правильно, потому что действительно необходимо в конце концов разобраться, что такое геноцид и как он здесь осуществлялся, — заявил представитель ветеранского сообщества.
О возбуждении уголовного дела о массовых убийствах мирных граждан в период Великой Отечественной войны на территории Сталинградской области в Волгограде стало известно 9 июля. Следователи тогда заявили, что намерены установить всех лиц из числа немецко-фашистских захватчиков и их пособников, причастных к истреблению сталинградцев и избежавших наказания.
— Из архивных источников следствием получена информация о том, что на территории Волгограда и области имеется как минимум 15 мест с захоронениями около 1800 мирных жителей Сталинграда, казненных с особой жестокостью фашистами во время Великой Отечественной войны, — сообщала официальный представитель следственного управления Наталия Рудник. — С 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года в ходе оккупации Сталинградской области СССР немецкие захватчики зверски расправлялись с советскими гражданами, в том числе пожилыми людьми, детьми и женщинами, которых они морили голодом, расстреливали, травили в газовых камерах, заживо засыпали землей. Имеются документальные свидетельства об убийстве мирных жителей в Дзержинском районе города Сталинграда, селах Аксай, Водино, Жутово I, Жутово II, Каменка, Перегрузное, Шелестово, хуторах Грызунов, Нижне-Яблочный, Тормосино (ныне — хутор Тормосин), станице Верхне-Курмоярской. В станице Нижне-Чирской фашисты учинили зверскую расправу над воспитанниками детского дома, расстреляв около 50 детей в возрасте от 4 до 15 лет. Также имеются исторические данные о том, что сотрудники немецкой комендатуры в оккупированных районах Сталинграда на постоянной основе осуществляли грабежи гражданского населения, а затем подвергали истязаниям и избавлялись от ограбленных ими людей.
Уже в конце июля следователи и школьники приступили к раскопкам братских могил в Октябрьском районе Волгоградской области. В конце раскопок о жертвах нацистов планируют снять фильм.
— Всероссийский проект «Без срока давности: трагедия мирного населения СССР в годы Великой Отечественной войны 1941–1945» проводится для сохранения исторической памяти о жертвах войны, установления обстоятельств вновь выявленных преступлений против мирного населения, — сообщали ранее в профильном комитете администрации Волгоградской области. — Программа идет по трем направлениям: архивно-исследовательскому, поисковому, просветительскому. К концу года по итогам проекта создадут документальный фильм о судьбах мирных жителей в войну, пройдут форумы и встречи с участием молодых историков и поисковиков, организуют выставки.