Большинство жителей Волгограда по итогу января оказались должны компании «Концессии теплоснабжения» огромные суммы за отопление. Сегодня, 9 февраля, администрация города поделилась своим видением проблемы. По убеждению чиновников, баснословные счета в платежках чаще всего появляются по вине управляющих компаний.
Как проверить начисления за отопление и куда жаловаться, если возникли подозрения, об этом рассказали в мэрии волгоградцам.
- Как рассчитывается плата за отопление?
- Почему плата за отопление в январе может отличаться от платы за декабрь?
- Как проверить правильность начисления?
- Куда жаловаться на ошибки в платежных квитанциях?
- Что делать, если УК отказывается производить перерасчет?
- Где можно посмотреть показания прибора учета?
Как рассчитывается плата за отопление?
— Порядок начисления платежей за коммунальные услуги, включая отопление, регулируется жилищным законодательством. Если ваша квартира располагается в доме, не оснащенном общедомовыми приборами учета тепла (ОДПУ), то оплата начисляется исходя из утвержденного норматива потребления и равномерно распределяется на все семь месяцев отопительного периода, — напоминают в администрации Волгограда. — Для различных типов домов в зависимости от года постройки здания и его конструктивных особенностей действует свой норматив.
При наличии общедомового прибора учета плата за отопление начисляется ежемесячно на основе его показаний о фактически потребленном количестве тепловой энергии.
Почему плата за отопление в январе может отличаться от платы за декабрь?
Отвечая на вопросы волгоградцев о том, почему суммы в январских платежках превышают декабрьские, в мэрии Волгограда в основном кивают на управляющие компании. В целом в администрации выделяют пять основных причин заоблачных счетов, выставленных волгоградцам.
— Первая причина — в многоквартирном доме не установлен общедомовой прибор учета, — сообщают чиновники. — Плата за тепловую энергию в домах без общедомового прибора учета может изменяться только в результате перерасчета: например, если из-за технологического нарушения в декабре у вас несколько дней батареи оставались холодными, то сумма в платежке соразмерно уменьшится. Соответственно, если в январе отопление не отключали, размер платежа будет выше, чем в декабре, на эту же сумму.
Вторая причина, по которой, по мнению чиновников, могут вырасти суммы в платежках, — поломка общедомового счетчика.
— Если общедомовой прибор учета выходит из строя, УК обязана принять незамедлительные меры по восстановлению его работоспособности. На период ремонта или поверки прибора оплата начисляется по среднемесячным показателям, при расчете которых используются показания за последние 6 месяцев отопительного периода. Если прибор ремонтировался в декабре 2020 года, то расчет за этот месяц производится по среднемесячным показателям с использованием данных ОДПУ за такие более теплые месяцы, как март, апрель, октябрь 2020 года. Соответственно, и сумма к оплате получится меньше. В январе 2021 года, после восстановления прибора учета, расчет снова будет произведен по фактическому расходу на основе показаний, поэтому и цифры в декабрьской платежке окажутся гораздо ниже, чем в январской.
Третья причина — УК провела перерасчет платы из-за некорректной работы общедомового счетчика.
— В некоторых домах из-за некорректной работы прибора учета показания в ноябре 2020 года оказались выше фактического потребления. В декабре произведены замена либо ремонт таких приборов учета, а жителям этих домов произведен перерасчет — в платежных документах за декабрь отражена сумма к оплате за вычетом переплаты в ноябре. В январе расчет произведен уже в соответствии с фактическим расходом по корректным показаниям приборов учета. В результате перерасчета плата за декабрь оказалась ниже январской.
Могут, по сведениям мэрии, увеличиться счета и в том случае, если управляющая компания увеличила объем поступающего теплоносителя.
— Чтобы повысить температуру батарей в квартирах жителей, ряд УК проводят регулировочные работы на внутридомовых сетях, создавая техническую возможность получения большего количества тепла. Проведение данных работ приводит к увеличению объема поступающего теплоносителя, при этом приборы учета работают корректно и закономерно показывают большее потребление тепловой энергии.
Если управляющая компания опоздала с подачей данных по итогам месяца, платить за это придется жителям.
— Согласно действующему законодательству организация, обслуживающая многоквартирный дом, обязана предоставлять для расчета показания ОДПУ в период с 23-го по 25-е число каждого месяца, — напоминают в мэрии. — Если УК не предоставила данные за декабрь 2020-го вовремя, расчет потребителям производится исходя из среднемесячного показателя. При получении в следующем месяце данных и за декабрь 2020, и за январь 2021 года, ресурсоснабжающая организация доначисляет разницу, не выплаченную потребителем за декабрь, и вносит ее в платежный документ за январь.
Как проверить правильность начисления?
Чтобы проверить правильность начислений за отопление в доме, оборудованном ОДПУ, сделайте несколько простых расчетов:
Вычисляем расход тепла на один квадратный метр. Для этого необходимо поделить общее количество тепла на общую площадь помещений в доме. Общее количество тепла указывается в строке «Отопление» в таблице «Сведения по общедомовым ПУ для расчета в текущем периоде». Общую площадь помещений можно получить, сложив значения, указанные в строках «Общая площадь жилых помещений» и «Общая площадь нежилых помещений».
Узнав расход тепла на один квадратный метр, посчитайте, сколько тепла ушло на отопление вашей квартиры. Для этого умножьте общую площадь квартиры на ранее полученный расход на квадратный метр.
Теперь умножьте полученный объем потребления на установленный тариф, который на территории Волгограда на февраль 2021 года составляет 1990,33 рубля за одну гигакалорию.
Если у собственника квартиры нет перерасчетов или рассрочки долга, начисления совпадут с итоговой суммой за отопление, указанной в платежном документе.
Куда жаловаться на ошибки в платежных квитанциях?
— Если вы обнаружили ошибку в квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг, в первую очередь следует обратиться в управляющую организацию или в ресурсоснабжающую компанию. Зависит от того, кто из них является исполнителем коммунальной услуги в вашем доме, — советуют в городской администрации. — Наименование исполнителя услуги и его контактные данные обычно указываются в верхней части платежной квитанции перед суммами начислений. В адрес исполнителя услуги необходимо направить обращение с требованием сделать перерасчет.
Что делать, если УК отказывается производить перерасчет?
В случае если управляющая компания отказывается пересчитать начисления, вы вправе написать жалобу в жилищную инспекцию Волгограда. Сделать это можно, оставив жалобу на сайте ГИС ЖКХ либо написав письменное обращение по адресу: 400074, Волгоград, ул. Козловская, 39а.
Важно! Не забудьте предоставить копии платежных документов. После этого управление проведет проверку и вынесет предписание по устранению нарушений, если такие будут выявлены. В случае невыполнения предписания на УК будет наложен штраф, при этом предписание сделать перерасчет по-прежнему остается обязательным к исполнению.
Где можно посмотреть показания прибора учета?
Показания общедомовых приборов учета управляющая организация или ресурсоснабжающая компания (зависит от того, кто из них является исполнителем коммунальной услуги) передают в расчетный центр раз в месяц. Собственники имеют право контролировать организацию при снятии показаний. Как правило, этим занимается председатель совета многоквартирного дома. Кроме того, показания должны заноситься в журнал учета показаний и предоставляться потребителю для ознакомления по его требованию.
В случае отказа управляющей компании предоставить журнал учета показаний волгоградцы вправе обратиться в муниципальную жилищную инспекцию.