Неважно, какой у вас оператор связи, — рано или поздно и до вас доберутся странные дозвоны, когда сбрасывают трубку после первого гудка. Шквал коротких звонков обрушился на пользователей всех городов. Сценарий везде одинаковый: вызов сбрасывают раньше, чем вы успеете ответить. Иногда такой телефонный террор длится днями. Кому надо атаковать вас звонками, мошенники ли это, что с ними делать и можно ли их наказать, разбираемся с экспертами.
Кто и зачем звонит?
Активно пользоваться тактикой «позвони и сбрось» сомнительные люди и организации (в том числе коллекторы) начали в конце прошлого года. Раньше она тоже существовала, просто стала набирать обороты сравнительно недавно. С технической стороны процесс кажется понятным: это делается, чтобы обманывать системы автоматической фильтрации звонков.
— Раньше системы анализировали только входящие звонки, а исходящие — нет, никто не думал, что люди будут пытаться сами связаться со злоумышленниками, — объясняет ведущий эксперт «Лаборатории Касперского» Сергей Голованов.
— Если мы говорим о звонках, которые тут же сбрасываются, тут злоумышленники могут преследовать две цели, — говорит менеджер проектов группы по продуктам информационной безопасности уральского «Ростелекома» Илья Нигматулин. — Во-первых, таким способом происходит элементарный отсев. Машина звонит автоматически, и, если вы перезваниваете, она понимает, что номер рабочий, и переводит вас на кол-центр, где уже живые люди разговаривают с вами. Они будут максимально тянуть время, потому что за каждую проговоренную минуту с вас будут снимать деньги.
Вторая схема, которая может использоваться мошенниками, схожа с первой. Главная цель — определить, активен ли номер, на который идет звонок. Если вы перезваниваете на пропущенный вызов, злоумышленники понимают, что номер рабочий и можно пойти на контакт. После этого вы попадаете в базу, и вам начинают звонить уже настоящие мошенники.
— Однозначно сказать, что вам позвонил мошенник, нельзя. Всё зависит от характера звонка. Но если вас набрали и сразу сбросили, то с вероятностью в 99,9% это аферисты. Все-таки если бы это был звонок с целью прорекламировать продукт, то с вами бы продолжили разговор, — считает Нигматулин.
Рекламщики могут позвонить вам и сбросить только для того, чтобы обмануть систему фильтрации и обойти закон. Хотя даже в этом случае такое поведение кажется очень сомнительным для человека, который собирается успешно продвигать товар или услугу.
— Важный момент в данной ситуации — отсутствие у рекламных представителей права на продвижение товара посредством прямых телефонных звонков, — говорит адвокат Наталья Басок. — Согласно статье 15 федерального закона «О персональных данных» и статье 18 федерального закона «О рекламе» продвижение товара посредством прямых телефонных звонков законно только в случае, если абонент соглашается на их получение. Вынуждая же абонента перезванивать, агенты рекламы обходят таким образом закон.
Разве надо перезванивать?
Здравый рассудок подсказывает, что перезванивать на неизвестный номер, с которого позвонили и тут же сбросили, не нужно. Если кто-то действительно хотел до вас дозвониться, он рано или поздно этого добьется. Если кто-то ошибся номером, то обратный звонок вряд ли окажется полезным. И зачем тогда звонить?
— В большинстве случаев сброшенный через 2–3 секунды вызова звонок поступает от мошенников или рекламных агентов, — говорит Наталья Басок. — Чаще всего цель таких вызовов — вынудить абонента выполнить обратный звонок. Делать это крайне не рекомендуется, поскольку на той стороне трубки может оказаться кто угодно: от телефонных мошенников до представителей различных организаций, предлагающих вам товар.
Если любопытство взяло верх, вы перезвонили и наткнулись на мошенников, будьте готовы к традиционным для злоумышленников методам социальной инженерии.
— Они представляются сотрудниками службы безопасности банка, пытаются выведать личные данные пользователя, убедить перевести деньги якобы на безопасный счет или настойчиво рекомендуют под видом помощи установить программу для удаленного управления устройством, — говорит Сергей Голованов.
Когда же вам хочется узнать, кто звонил, но вы опасаетесь перезванивать (вдруг за звонок деньги спишут), вбейте номер в поисковик или в приложение для блокировки спама и определения звонящего — скорее всего, другие пользователи уже охотно рассказывают, какие «чудаки» с него звонят.
Откуда у них мой номер?
Данные попадают в базы для обзвона двумя основными путями: либо компании (чаще всего это банки) сами передают информацию о клиентах, либо мошенники воруют их с плохо защищенных сайтов.
— Вы, например, регистрируетесь в какой-то аптеке, оставляете свои контакты, — говорит специалист по компьютерной безопасности Алексей Ручай. — Они, возможно, сами-то ничего не передают, а их взламывают, и происходит утечка информации.
Некоторые эксперты уверены, что никаких специальных баз нет, а номера набираются в случайном порядке.
— Данный метод используется для определения «живых» номеров, так что звонки осуществляются перебором всех возможных номеров, для чего не требуется дополнительных данных из каких-либо утечек, — говорит директор департамента аудита защищенности компании Digital Security Глеб Чербов.
Это законно?
По словам юриста Евгения Шурова, главная проблема состоит в том, чтобы определить, кто стоит за этими звонками. Ведь сам дозвон совершает робот, и звонит он одновременно тысячам человек.
— Даже если определить, кто это делает, ничего противозаконного в этом нет. Такие звонки вызывают у человека только раздражение, но у нас в законе нет запрета раздражать людей, — говорит Шуров.
Другой вопрос, что номера телефонов берутся из слитых баз, которые можно купить в открытом доступе. И за слив персональных данных, конечно, можно осудить человека, но найти его будет крайне тяжело.
— Если перевести вопрос в правовую плоскость, мы должны понимать, что спам-звонки абсолютно не противоречат закону, — говорит Илья Нигматулин. — Есть законы «О персональных данных», «О рекламе», но злоумышленники просто надоедают нам, ничего не нарушая, и мы не можем их ограничить.
И что с этим делать?
Эксперты говорят, что полностью избавиться от коротких звонков невозможно, но частично решить проблему помогает установка программ, блокирующих нежелательные вызовы.
— Наиболее доступным способом оградить себя от нежелательных вызовов является использование антиспам-решения, — советует Глеб Чербов. — Например, стандартное приложение для звонков от Google на Android имеет подобную встроенную функциональность. Существуют также сторонние решения в магазинах приложений как для Android, так и для iOS.
Также можно заблокировать вообще все звонки с незнакомых номеров, но подойдет такой вариант не каждому.
— Многие используют телефон в коммерческих целях (для получения заказов и связи с потенциальными клиентами), соответственно, любой пропущенный звонок может стать причиной потери средств, — говорит Наталья Басок.
В целом же, чтобы не стать жертвой мошенников, эксперты советуют «включать голову» и скептически относиться к тому, что говорят по телефону.
— Если звонят якобы из банка, нужно сразу положить трубку и перезвонить по номеру телефона, указанному на обратной стороне банковской карты, — напоминает Сергей Голованов. — На неизвестные номера лучше не перезванивать, но бывают ситуации, когда люди ждут, например, курьера. В этом случае важно повесить трубку, как только вы услышите, что это не тот, кого вы ожидали услышать.
А что будет, если все-таки перезвонить?
Наши коллеги из 74.RU перезвонили по нескольким номерам, с которых звонили и сбрасывали. Большая часть телефонов оказались нерабочими. Трубку взяли только один раз, и это был робот. Голос на том конце трубки обрадовал: «Вам подарок — карта рассрочки!» Всё, конечно же, абсолютно бесплатно. Чтобы «уточнить место получения карты», переключили на девушку-оператора. Она представилась сотрудницей «Центра финансовых услуг» из города Кирова. Дальше диалог развивался так.
— Скажите, пожалуйста, в каком городе вам удобно будет получить карту «Халва» от «Совкомбанка»? — поинтересовалась дама.
— А подскажите, откуда мои контакты в вашей базе данных?
— Ваш контакт взят из открытого доступа — возможно, из соцсетей, возможно, у магазинов-партнеров вы что-то заказывали.
— Кто является вашими магазинами-партнерами?
— «М.Видео», «Эльдорадо», «Пятерочка», «Леруа Мерлен», «Озон», «Спортмастер» — более двухсот тысяч магазинов-партнеров, я даже их все подсказать-то не смогу.
В пресс-службе «Леруа Мерлен» заверили, что не имеют к этому звонку никакого отношения и никогда не передают данные своих покупателей третьим лицам. В Ozon сообщили, что «бережно относятся к персональным данным клиентов и требуют такого же подхода от партнеров и поставщиков», но при этом оговорились:
— Согласно политике конфиденциальности Ozon партнеры компании могут использовать личную информацию клиентов только для предоставления совместных услуг (например, если речь идет о рассрочке при покупке товаров Ozon или о доставке) и только при наличии согласия самих клиентов. В иных случаях использовать личную информацию клиентов Ozon строго запрещено.
Успели взять трубку (или дозвонились сами), а на том конце оказались мошенники? Мы составили подборку ответов злоумышленникам на все случаи жизни. Потом читатели подкинули нам еще больше вариантов развития диалога с разводилами.
Если вы пока не научились отличать мошенников от приличных людей, читайте, какие бывают популярные схемы развода преступников эпохи коронавируса, и узнайте, могут ли злоумышленники воспользоваться вашим голосом и коротким «да».
А вам часто звонят и сбрасывают?