Волгоградская общественница Антонина Донцова призвала запретить показ в России анатомических шоу, особенно выставки всемирно известного немецкого анатома Гюнтера фон Хагенса «Миры тела». Волгоградцы и завкафедрой анатомии человека, напротив, не видят в этом ничего предосудительного.
— Друзья, это дно дна в моральном и этическом плане, — пишет Антонина Донцова, ссылаясь на размещенную в интернете петицию. — Инициаторы ставят своей целью сохранить семейные ценности и адекватное будущее наших детей. Подпишите, пожалуйста, чтобы ЭТО не выставлялось в России. Для тех, кто понимает, такие выставки снимают табу с тех, которые должны оставаться табуированными всегда.
В петиции, которую просит подписать волгоградка, идет речь о выставке «BODY WORLDS» (Миры тела). Ее создатель — Гюнтер фон Хагенс — всемирно известный анатом, в наглядной и популярной форме показывающий, как устроен человеческий организм.
Призыв госпожи Донцовой сразу столкнулся с возражениями со стороны волгоградцев.
— Ждал, когда же вернутся прекрасные века, когда православие начнет бомбить науку. Ждем сжигание ученых на площадях, чтобы вернуть былое величие городским пустырям, — утрирует волгоградский специалист по соцсетям Сергей Стукалов. — Вы же пользуетесь медициной, интернетом, компьютером? Надо бы отказаться, если быть последовательным. Наука требует конкретики. Вот она такая. И мое любимое — там же могут быть дети! Это самая примитивная манипуляция. Дети будут там, где им разрешат или допустят этого. Просите тогда запрет на посещение детьми, но зачем же всё запрещать? Так круто, что реальными делами занимаетесь. То детей на митингах спасаете, где их не было, то с научных выставок, куда сами-то они навряд ли пойдут. Браво!
Некоторые горожане сразу начали проводить сомнительные аналогии.
— Так, а против поклонения засушенным кусочкам расчлененных трупов делали петицию? Ну так называемые «святые мощи», — спрашивает журналист Ярослав Малых. — Кстати, 99% их подделка, исходя просто из возраста этих останков. (Да, была практика регулярно делать новые. И гастролировали по пять наборов таких «мощей» — ну как групп «Ласковый май» в 1990-м году. Так что то, что сейчас возят, это куски неизвестно кого и почему. Но к ним очереди, и их целуют (правда в облатке серебряной они обычно, хотя бы.)
Категорически не согласной с такой позицией оказалась и доктор медицинских наук, заведующая кафедрой анатомии человека ВолгГМУ, врач-патологоанатом Светлана Калашникова.
— Насколько мне известно, основной идеей этой выставки является пропаганда красоты человеческого тела, его структурирования, а ни в коем случае не осквернение мертвых тел, — считает Светлана Калашникова. — Люди, чьи трупы показывают на выставке, завещали себя либо для анатомического музея, либо для пластинации. Это носит не только обучающую функцию, но и, прежде всего, популяризирующую. Разумеется, всегда будут противники и сторонники таких идей. Человек, который интересуется этим, он считает, что это не является какой-то вакханалией, — он пойдет. Поэтому я не понимаю, зачем это запрещать или разрешать. Я считаю, что это выбор каждого человека.
Несмотря на то, что Светлана Александровна — действующий патологоанатом, она не видит в таких выставках ничего плохого для людей других профессий и даже подростков, естественно, под контролем родителей. Одна из подобных экспозиций сыграла важнейшую роль в ее профориентации.
— Я выросла в Питере, поэтому могу точно сказать, что такая выставка — аналог нашей Кунсткамеры, — добавила Светлана Калашникова. — Вот эти врожденные аномалии, которые собирал Петр I, — не каждый тоже захочет на такое смотреть. Когда я была ребенком, я сказала, что хочу быть врачом, и я с родителями туда пошла. На эту выставку в Москве, кстати, без родителей тоже не пустят. Вот меня лично вот это впечатлило, и я утвердилась в выборе, что я буду врачом. А кого-то это может отвернуть от того, чтобы стать врачом. Ну это же хорошо.