Волгоградская область из года в год страдает от паводков и лесных пожаров. Год назад, в июле 2020 года, всего за несколько дней от огня пострадали около 300 га в Иловлинском, Ольховском, Михайловском, Даниловском, Калачёвском, Светлоярском и Урюпинском районах. О том, что нужно сделать, чтобы не остаться из-за стихии без жилья, рассказывает директор филиала ПАО СК «Росгосстрах» в Волгоградской области Юрий Овчаров.
— Видите ли вы рост интереса к страхованию «загородки» на фоне ухудшения ситуации с пожарами и паводками?
— К сожалению, лишь незначительная часть людей, которые вкладывают деньги и силы в загородное строительство, страхуют свое имущество. Тем не менее мы видим, что более активно стали проявлять интерес к страхованию владельцы дорогостоящей загородной недвижимости, люди стали чаще задумываться о приобретении комплексных программ защиты. И у нас есть, что им предложить — новый продукт «Дом. Фундаментальное решение» имеет ряд преимуществ перед предложениями конкурентов в премиальном сегменте по цене и страховому покрытию.
— В целом, что чаще страхуют в нашем регионе: квартиры или загородные дома?
— В нашем портфеле в основном частные дома в районных центрах и селах — населенных пунктах, где жители более ответственно подходят к защите своего имущества. Они чаще, чем жители больших городов сталкиваются лицом к лицу со стихийными бедствиями: пожарами, наводнениями, ураганами. Кстати, по застрахованным домам мы в прошлом году выплатили около 5 миллионов рублей.
— Какая средняя сумма выплат по квартирам и по домам? Какая была максимальной за последнее время?
— По квартирам средняя выплата 30–50 тысяч рублей, по домам — 200–400 тысяч рублей. Как правило, после пожара дом восстановлению не подлежит, и выплата достигает полной стоимости дома. В целом примерно 60% денег, выплаченных «Росгосстрахом» в прошлом году клиентам, пришлось на погорельцев. В отдельные годы этот процент еще выше.
— Какие риски, по вашему опыту, наиболее актуальны для владельцев домов и квартир?
— За свои 100 лет на рынке страхования имущества граждан «Росгосстрах» накопил колоссальную статистику, которая помогает понять, какие риски и где самые частые, а какие имеют самые тяжелые последствия. Так вот, наибольший ущерб строениям наносят пожары, так как при возгорании дом, баня, хозблок, как правило, уничтожаются полностью со всем содержимым. Хорошо, если огонь не перекидывается на соседние строения. На втором месте — сильный ветер. В прошлом году по пожарам мы выплатили почти 3 млн рублей, а по случаям, связанным с ураганным ветром, около 1,3 млн рублей. При этом случаев повреждения ветром в 7 раз больше. Квартиры чаще всего заливаются из-за незакрытого крана или прорыва трубы, в прошлом году было 19 таких случаев, но там выплаты меньше, чем в домах, так как повреждения локальны — обычно это угол в кухне или санузле.
Именно на основе этих знаний мы традиционно советуем страховать дома от всех рисков и, главное, — на полную стоимость, не пытаясь сэкономить на цене полиса, сознательно занижая оценку дома. Тогда не будет и разочарований при наступлении страхового случая.
— Страховать жилье от чрезвычайных ситуаций — это необходимо, по вашему мнению?
— Да, крайне важно, так как чрезвычайные ситуации у нас достаточно частое явление: с марта и по апрель — паводки, а с мая по сентябрь — всё горит, летом большая жара часто завершается ураганами. И страхование в этих условиях — единственный действенный способ получить финансовую поддержку в трудной ситуации.
— Тогда почему, на ваш взгляд, люди не часто страхуются? Боятся? Экономят?
— Возможно, дело в том, что люди считают страхование серьезной статьей расходов. Но это не так. Страхование имущества доступно всем, так как мы очень гибки в плане цены и видов оплаты. В новой линейке продуктов «Росгосстраха» есть различные программы: как классические, так и «конструкторы», где можно выбрать страховую сумму, набор рисков, рассрочки, бонусы. Можно сэкономить, не потеряв в качестве защиты, купив страховку сразу на год и на всю недвижимость сразу: на квартиру и дачу, на квартиру и загородный дом, — за программу «Комплекс» предусмотрены дополнительный скидки.
— Расскажите о случаях, когда страхование реально помогало людям в нашем регионе получить большое возмещение и приобрести новое жилье.
— В сельской местности в Новоаннинском районе сгорел дом до фундамента вместе с владелицей. Договор заключала сама женщина, ее дети не знали о страховке. Им сообщил наш страховой агент, в результате было выплачено 300 тысяч рублей. Еще была история, когда в результате повреждения жилья водой во время паводка в Кумылженском районе мы заплатили около 500 тысяч рублей. А в прошлом году в Суровикинском районе от короткого замыкания морозильной камеры выгорел полностью дом, выплата составила 400 тысяч рублей, на эти деньги наш клиент купил квартиру в Волгограде в строящемся доме в ипотеку. Примеры только подтверждают, что лучше потратить 3–4 тысячи рублей, чтобы потом было на что восстановить жилье, чем остаться ни с чем. И лучше обращаться в надежную страховую компанию с большим опытом, которая точно заплатит.
— На что вы бы посоветовали обратить внимание тем, кто планирует страховать свое загородное жилье?
— Посмотрите на опыт компании, а также на то, какой набор рисков включен в программу. У нас, например, договор предусматривает выплату, даже если клиент сам неправильно обращался, скажем, с печкой или камином. Или если сломалось электрическое оборудование из-за перебоев в электросети. Есть программы, в покрытие которых входит даже возмещение за ремонт замка или двери при утере ключей. Мало кто на рынке страхует строящееся жилье или дом во время ремонта, а мы это делаем. Более того, являясь лидером на российском рынке страхования строений, мы и платим больше всех: больше 2,1 млрд рублей «Росгосстрах» возместил за поврежденное жилье и имущество в прошлом году, за первые шесть месяцев этого года — уже более 1,15 млрд рублей.
— Почему компания, на ваш взгляд, стала лидером? Чем она выделяется на рынке?
— Во-первых, это выплаты без справок, подтверждающих убыток при сумме до 10 тысяч рублей (так называемый «зеленый коридор»). Во-вторых, возможность подать документы по страховому случаю во всех регионах страны. В-третьих, предоставление рассрочки до 4 периодов и индивидуальный подход к установлению страхового покрытия. И, наконец, самый широкий на рынке пакет рисков.
Также одно из главных наших преимуществ — персональное сопровождение клиента. За каждым агентом закреплены определенные участки (улицы, дома, поселки), вместе с тем агенты не только заключают договор, но и помогают, когда что-то случается. Когда приходит беда, человеку нужны не только деньги, но и участие, помощь в организационных вопросах. Наши агенты в таких случаях остаются рядом с человеком, поддерживают, подсказывают, что делать, собирают документы, при необходимости организуют размещение в гостинице, так называемое «подменное жилье». Вот уже целый век (осенью «Росгосстраху» исполняется 100 лет) мы думаем в первую очередь о клиенте, а забота важна всем, поэтому клиенты остаются с нами надолго. У нас есть целые династии страхователей: первые полисы страхования дома оформляли бабушки, а сегодня агент приходит уже к внукам или даже правнукам.