Федеральное агентство водных ресурсов прогнозирует нехватку воды в водохранилищах Волжско-Камского каскада. По данным ведомства, приток воды в августе 2021 года ожидается на 20–50% ниже нормальных показателей. Это стало одним из факторов изменения режимов работы Волжской ГЭС, которые действуют с 11 августа по 10 сентября. Средние сбросные расходы за месяц будут составлять 5300 ± 100 кубометров воды в секунду.
Снижение сбросов не повлияет на снабжение Волгограда питьевой водой. В «Концессиях водоснабжения» заверили, что даже при таких режимах оголовки водозаборов будут находиться достаточно глубоко:
— С 11 августа по 10 сентября на ГЭС установлен сброс воды в размере 4900–5100 кубометров в секунду, — рассказали в пресс-службе «Концессий водоснабжения». — Данная отметка является нормативной для водоканала, критичные параметры — менее 4600–4700 кубометров в секунду. Таким образом, водоснабжение продолжает осуществляться в штатном режиме.
Не переживают за падение уровня воды и речники. Снижение сбросов не должно отразиться на движении речных трамвайчиков, находящихся в ведении МУП «Метроэлектротранс».
— На сегодняшний день уровень среднесуточного сброса воды через Волжскую ГЭС составляет 5700 кубометров в секунду. Все портовые службы работают в обычном режиме, — рассказали в администрации Волгограда. — Сезонное снижение сброса воды из Волгоградского водохранилища не влечет за собой резкое изменение режима работы Волгоградского речного порта. Подобные явления той или иной степени интенсивности происходят в нашем регионе ежегодно, и все речные службы заблаговременно проводят соответствующие подготовительные мероприятия. Регулярно проводятся промеры глубин на установленных маршрутах движения теплоходов, ведется постоянный мониторинг потока воды, поступающего в акваторию. В случае изменения гидрологической обстановки маршруты движения речных судов могут быть скорректированы, а также с учетом правил обеспечения безопасности перевозки пассажиров может быть снижена загрузка теплоходов.
Главный ихтиолог Нижневолжского филиала ФГБУ «Главрыбвод» Сергей Яковлев придерживается не менее оптимистичных взглядов.
— В данном случае ничего особо опасного нет, — заявил ихтиолог. — Все водохранилища заполнены достаточно неплохо. Весной паводок был хороший. Сейчас уровень держится и в Волгоградском, и в Саратовском водохранилищах, и выше. Да, будет поменьше сброс, но, даже если он снизится до пяти или четырех тысяч кубометров в секунду, ничего страшного не случится, лишь уровень воды в Волге немного упадет. Нерестовый период закончился, паводок закончился, в русле уровень воды всегда играет. Когда-то побольше, когда-то поменьше, но особо пагубных последствий я не вижу, для рыбы в том числе. На популяции рыбы это всё никак не отразится. К тому же уже середина августа, и скоро начнется похолодание, начнутся дожди. От природы не уйдешь.
Впрочем, не все эксперты столь оптимистичны. Заслуженный эколог России Владимир Лобойко считает, что снижение притока воды в водохранилище на 50% может привести к серьезным проблемам. Вот только причины засухи он видит не столько в природных явлениях, сколько в деятельности человека.
— У меня давно вызывают волнение действия наших Росводресурсов, — рассказал Владимир Лобойко. — Когда нам весной надо было сделать половодье нормальное и дать 27 тысяч кубометров в секунду на 10 дней, нам дали 25 тысяч кубометров в секунду на 5 дней. В то же время в городе Рыбинске заливало набережную, — возмущается Владимир Лобойко. — Водохранилища были переполнены, а нам в пойму всё равно не дали воду. Я бы не назвал это ошибками, скорее это преднамеренные действия Росводресурсов с целью выбить из бюджета больше денег на разные противопаводковые мероприятия. Может, в Волгограде и засуха, но дожди идут в Центральной России, в бассейне Волги, и прогнозируется продолжение осадков в августе. Вместо того чтобы три года подряд делать полноценное половодье, они делают искусственную засуху, зато из бюджета выделяется больше денег, соответственно, и своровать можно больше. Я считаю, что здесь надо хорошо поработать правоохранительным органам и выяснить, куда девается вода. Сейчас вода стоит дорого, воровать ее стало выгодно. Отсюда и засухи с наводнениями. Нехватка воды чревата гибелью большой части лесонасаждений, дефицитом воды в коммунальном хозяйстве. Снижение притока на 50% может привести к большой беде. Но это не природа виновата, а чиновники. Может, конечно, это мое старческое брюзжание, но факты показывают, что не может быть засухи, когда в другом месте наводнение.