Затянувшее небо зарево, падающий сверху пепел и спешные сборы перед ночной эвакуацией — всё это пережили жители Даниловского района Волгоградской области, где еще недавно бушевал крупный лесной пожар. Последние его очаги только сейчас залило дождями. Смотрите, что происходило на месте ЧП и как люди смогли пережить угрозу огнем.
Напомним, первые крупные лесные пожары начали бушевать с 11 августа рядом с хутором Каменночерновским в Даниловском районе Волгоградской области. Быстро распространяясь, огонь охватил больше 330 гектаров сосновых лесов. Тушить возникающие то тут, то там очаги пришлось вплоть до начала недели, когда последние тлеющие угли залило долгожданным дождем.
Зарево стояло на полнеба. Дышать на улице невозможно было
Местные жители вспоминают, что сначала ничего не предвещало беды.
— Когда только дым увидели днем 11 числа, даже не думали, что загорелось рядом с нами. Думали, это где-то далеко военный полигон «Филин» горит, — рассказала корреспонденту V1.RU жительница одного из ближайших к пожарищу домов Татьяна Гришкова. Напомним, еще в 2017 году, когда стена огня от огромного пожара выжигала Даниловский район, местные жители говорили, что он возник после очередных учений десантников на «Филине».
Но небо буквально на глазах затягивало дымом, а следом — над хутором встало стеной страшное огненное зарево.
— Когда уже вечером сильно разгорелось и стало видно зарево на небе от огня прямо рядом с нами, тогда уже стало страшно, — говорит Татьяна Гришкова. — Местные пошли на помощь МЧС. Спасатели просили и опахать на тракторе линию вокруг пожара, чтобы огонь не распространялся. Двое суток тушили, машины одна за одной ездили туда-сюда. Дым стоял страшный, ничего не видно, дышать на улице невозможно было. К счастью, никто не пострадал — огонь к жилым домам удалось не пустить. Но тяжело всем было, конечно.
Главное было дожить до рассвета
По рассказам местных жителей, похожий по масштабам пожар был 23 года назад и тогда без жертв не обошлось. В этот раз огненную стихию в хутор смогли не пропустить. Эвакуацию жителей хутора Каменночерновского в ту ночь обсуждали всерьез — людей готовились вывозить в пункт временного размещения в хуторе Лобойково.
— Перед обедом 11 числа увидели дым, потом пожарки одна за одной мимо дома понеслись. Страшно было, конечно, — рассказал на эмоциях, как если бы это было вчера, местный депутат Виктор Даниленко. — Особенно ночью жутко было. Нас в полдвенадцатого ночи подняли сиренами и рупорами, объявили эвакуацию. Нагнали автобусы, ходили по каждому двору, записывали, кто прописан, кто реально живет и на чем будем уезжать. Мы-то на своей машине, но многие без транспорта. Потом мы быстро собрали вещи, всё самое необходимое: деньги, документы. Всё ведь не заберешь. Ну, жутко было. В итоге эвакуация не понадобилась. Главное было до рассвета дожить, а там огонь сдержали. Хотя на следующий день горело еще сильнее. Страшно было даже от дома смотреть в сторону горящего леса.
Ближе всего огонь подошел к постройкам семьи Столяровых, ферма которых оказалась буквально в километре от пылающих деревьев.
— Сергей и Сашка Столяровы подвозили воду пожарным, — поделились яркими воспоминаниями жители хутора. — Спасатели выходили из машин и буквально падали на землю. На них же эти тяжеленные костюмы, и всё в саже, а жара страшная стояла, еще и огонь, дым черный, пить охота. Вот братья им воду и подвозили. Помогали, чем могли.
Это был мой самый первый день обучения
Самый первый звонок о вставшем над сосновым лесом столбе дыма принял сотрудник МЧС и житель хутора Каменночерновского Андрей Оганесян. Звонила пожилая женщина с другого берега реки Медведицы — из хутора Каменного, уже выгоравшего в пламени пожаров 2017 года.
— Я сам принимал этот вызов. Как раз в этот день ездил учиться на подменного диспетчера пожарной части, — рассказал Андрей Оганесян. — Это был первый день моего обучения. Сам принял вызов и сам же поехал тушить.
По словам Андрея Оганесяна, сдержать огонь мешали труднопроходимый ландшафт, жара и порывистый ветер.
— Сложностей было много. Труднопроходимые места, повсюду пески — сложно проехать. Лес густой и приходилось растягивать рукавные линии по 300 метров, — вспоминает Андрей Оганисян. — Там, где минерализованные полосы и опашки, которые лесхоз делал, на Урале не развернёшься. Машина большая — шести- и семикубовая. Либо вперёд, либо назад. Территория этими минполосами вся поделена квадратами. Мы местные и дороги знаем, а ребята с области приезжали, с других районов — они местности не знают, тем более ночью. Им ещё сложнее было. Кроме того, был сильный, порывистый ветер. Пожар время от времени переходил то в низовой, то в верховой. Был такой момент после первой ночи к утру — пришлось эвакуировать все машины из леса. Все расчеты выехали, потому что пожар пошёл верхом и мог в любую минуту перекинуться на технику. Против такого огня пожарные уже бессильны. Позже в пятом часу утра ветер стих, огонь перешёл вниз и мы опять ввели расчеты в лес. Именно из за ветра тушение затягивалось. А ещё температура днём поднималась высокая — почти под 40 градусов.
Сушь, жара, лес открыт — катайся, кто хочет
Местные жители считают, что такого масштабного распространения огня можно было избежать, если бы профилактические работы проводились своевременно и более качественно.
— Я ехал с работы на обед, когда всё началось, — рассказал Сергей Давиденко. — Друг работает в МЧС, позвонил мне и рассказал о звонке с другого берега Медведицы. Да, с того берега лучше видно, но объясняла она плохо. Поэтому друг попросил меня посмотреть, не видно ли дым. Я поднялся на холм, посмотрел и подтвердил, что пожар есть. Так всё и началось. Когда огонь подошел к хутору, пошел опахивать между ним и домами. А подошел он, как мне кажется, из-за чьего-то бездействия. Я, конечно, судить не могу, но есть ощущение, что можно было избежать такого масштаба, если б заранее предупредительные меры принимались. Опашка вовремя не проводилась. Сушь, жара, лес открыт — катайся, кто хочет. Загореться может в любой момент от одной спички. МЧС молодцы, тут ничего не скажешь, а вот Лесхоз наш не подготовился. По выходным их вообще никого на месте нет. Даже вот сейчас загорится что-нибудь, никто ничего не сделает.
Сейчас лес в Даниловском районе чернеет выгоревшими стволами. По словам жителей, отдельные очаги горели в нем вплоть до выходных и местный пожарный расчет ежедневно ездил проливать тлеющие и раздуваемые ветром угли. Окончательно успокоили обгоревший лес лишь прошедшие в понедельник дожди.