
Врачи уверены — они сделали всё возможное, чтобы спасти роженицу
Коллаж: Арам Мачкалян, Алексей Волхонский, Дмитрий Гладышев
Поделиться
Волгоградский областной суд 1 сентября рассмотрит апелляционную жалобу на приговор заместителю главврача перинатального центра
Напомним, как следует из приговора суда, в январе 2017 года Елене Мачкалян стало плохо, и женщину доставили в больницу
— После обследования дежурные врачи, установив высокий риск преждевременных родов, рекомендовали продолжить терапию ОРВИ и в случае развития родовой деятельности выбрать метод родоразрешения в зависимости от акушерской ситуации, — говорится в приговоре. — Игнорируя обязательный и обоснованный объем обследования и лечения, определенный дежурными врачами, не давая должной оценки клиническим проявлениям, угрожающим жизни и здоровью пациентки, заведующая акушерским отделением перинатального центра Наталия Андреева и заместитель главного врача по медицинской части Елена Попова, не проводя внутреннее акушерское исследование, приняли необоснованное решение о переводе Елены Мачкалян обратно в Городскую больницу
Врачей приговорили к двум годам колонии и на два года лишили возможности заниматься медицинской практикой. Впрочем, приговор не устроил ни обвинение, требующее более сурового приговора, ни защиту, которая просила врачей оправдать.
— В ходе судебного разбирательства выяснилось, что за десятки лет работы в перинатальной службе на счету каждой тысячи рожденных малышей и сотни спасенных жизней, обе неоднократно удостаивались поощрения и благодарностей медицинского сообщества и благодарных родителей, — говорит адвокат Наталии Андреевой Михаил Растрыгин. — Именно они вызвались спасать жизнь Елены Мачкалян и ее ребенка, поступившей на восьмом месяце беременности с острой вирусной инфекцией, не доверив особо сложный случай дежурным врачам. События разворачивались в период, когда в Волгоградской области бушевала сезонная эпидемия гриппа H3N1, которая по опасности для человека не многим уступает пандемии COVID-19. Сложность случая обусловлена нетипичной реакцией организма будущей мамы на вирусную инфекцию, которая проявилась внезапно, спровоцировала несвертываемость крови у мамы и ряд сопутствующих фатальных реакций.
Экстренные меры по родоразрешению с привлечением узкопрофильных ведущих специалистов из других медучреждений региона, таких как сосудистый хирург, на этот раз к великому сожалению не достигли ожидаемого результата — в результате операции жизнь удалось сохранить только маме.
Адвокат уверен, что за жизнь Елены Мачкалян боролись лучшие врачи Волгоградской областной клинической больницы
— Одним из главных трендов работы правоохранительной системы в настоящее время является выявление врачебных ошибок, особенно повлекших смерть человека, и примерное наказание виновных в назидание остальным, — продолжает адвокат. — После трагедии по заявлению супруга погибшей — Арама Мачкаляна, требовавшего наказать врачей, уголовное дело в следственном управлении СКР по Волгоградской области было возбуждено в кратчайший срок. Однако расследование и проведение комплексной экспертизы в другом регионе показало, что врачебных ошибок, состоящих в причинно-следственной связи с летальным исходом, не имеется. Обвинение, предъявленное медикам, не выдерживает никакой критики, поскольку следователь, а вслед за ним и суд первой инстанции, не смогли в итоговых документах указать, какие конкретно пункты протоколов лечения нарушили заслуженные медики. Причина проста — таких пунктов попросту не имеется. При этом грубо нарушается право на защиту, поскольку невозможно защищаться от обвинения, в котором не содержится конкретных сведений о том, кто из подсудимых допустил нарушение закона, какой пункт, часть или статью он при этом нарушил.
Адвокат считает, что суд первой инстанции отказался принять во внимание доказательства стороны защиты. По мнению юриста, суд исключил из показаний свидетелей в приговоре те фрагменты, которые реабилитируют подсудимых.
— Не принял суд во внимание и оправдывающие факты, например, о том, что тактика лечения Елены Мачкалян из-за сложности случая, принимались консилиумом врачей, решения которого в силу методических указаний Минздрава СССР от 1982 года, о котором все давно уже забыли, для лечащего врача являются обязательными, — продолжает господин Расстрыгин. — К сожалению, приговор в основном построен на эмоциях, но не на нормах права, обусловлен негативным резонансом, инициированном потерпевшей стороной и поддержанным в СМИ. Разобраться теперь во всем предстоит судебной коллегии по уголовным делам Волгоградского областного суда. Судьей-докладчиком назначен опытный судья-криминалист Волгоградского областного суда Ярослав Осадчий.