Что такое Волгоград в восприятии его жителей, настоящем и будущем? Промышленный центр, город-музей, город на Волге, транспортный узел? Или вымирающий российский Детройт на развалинах былых промышленных гигантов, из которого все бегут, не в силах осознать его идентичность? Медиамагнат и один из лоббистов закупленного у компании «Красава про» бренда Волгограда в виде буквы V за 3,5 миллиона рублей Вячеслав Черепахин задумался о необходимости определить ключевой вектор развития города. Зачем Волгограду необходима идентичность и как мы вообще можем без нее жить — он написал в авторской колонке.
На мой взгляд, Волгоград сейчас находится в поиске своей идентичности. Не прямо сегодня, а последние годы.
Различные группы — общественные, социальные, по интересам, властные муниципальные, региональные, даже федеральные и так далее — предлагают свое видение, каким должен стать наш город.
Предлагают по-разному. Кто-то чуть более умело, кто-то — чуть менее. Кто-то на основе исследований, кто-то на основе чутья, кто-то привлекая сторонников, кто-то — хуля противников. Но цель у всех одна — найти Волгограду место в будущем мире.
Согласитесь, насколько легче было бы строить бизнес, развивать территории, обучать в вузах и строить школы, если бы мы понимали ключевой вектор развития Волгограда, например, город — конгломерат районов, обслуживающих промышленность. Или город-музей, где всё работает на патриотическое воспитание россиян. Или столица Волги, живущая обслуживанием всей волжской инфраструктуры. Или…
Для любителей категоричности сразу скажу, что ключевой вектор вовсе не отрицает наличие других, но именно он является главным для развития.
Тогда, кстати, будет понятно, как нужно рисовать тот же генплан. Конечно, архитекторы, рисуя предыдущий генплан, что-то себе представляли. Либо исходили из принципа не испортить то, что придумали до них. Но раз большинство населения не воспринимает либо плохо оформленную мысль, либо просто не сформулированную в одной фразе, кто мы — значит, современные архитекторы на этот вопрос не ответили или ответ не совпал с ожиданиями.
Просто потому, что одних архитекторов тут мало. Потому как надо еще понимать, каков потенциал идентичности для экономического развития города и области. Как это будет работать на рост благосостояния и численность населения? И будет ли? Ну и так далее...
Ключевой проблемой идентичности Волгограда является совершенная нестыковка множества его образов (промышленный центр, город-музей, город на Волге, транспортный узел и прочее) с идентичностью Волгоградской области (крупнейший с/х регион? Казачий край? Перекресток культур?). Именно рассинхрон города и области, «несходство характеров» пока не позволяют сформулировать гармоничный образ будущего Волгограда. Так, чтобы формулировка отвечала и на вопрос, каким будет Волгоград, и на вопрос, почему таким он будет работать на развитие всей области.
Мы с единомышленниками в доковидную эпоху несколько лет проводили форум «Имидж Волгограда» — тот же поиск идентичности через людей, любящих свое дело. За несколько лет на форуме были отмечены десятки, если не сотни волгоградцев, так или иначе развивающих город. У меня тогда сложилось видение, что могло бы стать нашей идентичностью, нашим образом… Но ведь чтобы образ будущего работал на развитие, он должен быть принят общественным мнением. А тут я вижу проблему, мы пока плохо слышим друг друга, плохо находим консенсус, предпочитаем разделяющие нас дискуссии, а не объединяющие...
А без общественного согласия никакая идентичность и, как следствие, развитие и процветание городу не грозит...
Согласны с автором?