В Советском районе Волгограда решено снести дореволюционный дом, вошедший в список вновь выявленных объектов культурного наследия Волгоградской области. Предположительно, именно в нем жил известный писатель Максим Горький в то время, когда работал весовщиком на железнодорожной станции Воропоново. Сейчас здание, как и соседний дом-памятник, заброшено и разрушается. На снос администрация Волгограда запланировала выделить почти три миллиона рублей.
Зажатые между остатками частного сектора, промышленными базами и железнодорожными путями два дома № 21 и 25 на улице Станционной в поселке Горьковском Советского района Волгограда имеют богатую историю, но выглядят сейчас крайне плохо. Это одни из крайне немногих домов поселка, переживших Сталинградскую битву, и следы ожесточенных боев до сих пор видны на их стенах. Еще недавно они были жилыми и газифицированными, но за последние годы жильцов расселили, а здания признали аварийными. Несмотря на охранный статус, нависла над ними и угроза сноса.
— Эти дома имеют дореволюционное происхождение и очень интересную историю, — рассказывал о них во время своих экскурсий известный волгоградский краевед Роман Шкода. — Во-первых, они относятся к станции имени Максима Горького, которая когда-то была станцией Крутой, основанной еще в середине XIX века. Кроме того, один из этих домов связан с пребыванием на станции писателя Максима Горького.
Знаменитый русский и советский писатель Максим Горький приехал на станцию Крутая, как тогда называлась станция имени Максима Горького, в январе 1889 года. Он работал на ней весовщиком до весны 1891 года. Позднее, в 1900 году, станцию Крутая переименовали в Воропоново — единственный в России географический топоним, в котором встречается пять букв «о». Уже после войны, в 1954 году, станции было присвоено имя Максима Горького. В музее железнодорожников до сих пор есть один из экспонатов — стул, на котором в те годы сидел писатель.
Оба дома, и № 25 и второй, раньше считавшийся домом № 11, а позже получившим № 21, стали руинами только недавно.
— На домах очень хорошо видны следы времени и следы разрушений. Очень много цементных заплаток, которые закрывают отметины от пуль и осколков, полученных во время Сталинградской битвы, — рассказывал на экскурсиях Роман Шкода. — После войны они были восстановлены, и теперь на них хорошо видны и следы разрушений и восстановления. Видны белые швы старого, известкового раствора, и закрывший огромные пробоины более поздний кирпич, уложенный на цементный раствор. Говорят, что во время войны здесь был немецкий, а позже советский госпиталь. Потом была контора, а впоследствии дома стали жилыми. Дома газифицировали и ремонтировали. Еще несколько лет назад в них жили люди, но не так давно их отселили, а здания начали разрушаться.
Но дореволюционное происхождение, связанная со знаменитым писателем история и особенности архитектуры привели к тому, что оба дома внесены в реестр вновь выявленных объектов культурного наследия регионального значения под номерами 218 и 219. Таким образом они получили охранный статус, и сносить их запрещено законом. Впрочем, причем только один из этих домов, № 21, есть на кадастровой карте, но без всяких данных о здании и его владельце. Второго, № 25, как и земельного участка, на котором он находится, на кадастровой карте нет, но он числится в других документах как построенный в 1896 году многоквартирный дом площадью 290 квадратных метров.
В администрации Волгограда признают, что здания сейчас обладают охранным статусом, но никакие работы по реставрации до внесения их в реестр объектов культурного наследия регионального значения проводить нельзя.
— Жилое здание № 21 по улице Станционной находится в частной собственности, — прокомментировали в администрации Волгограда/ — Дом № 25 по улице Станционной в соответствии с действующим порядком ранее был признан аварийным и расселен. Уже после завершения процедуры расселения здание было включено областным комитетом государственной охраны объектов культурного наследия в перечень выявленных объектов культурного наследия, второй дом также получил данный статус. Наделение объекта данным статусом — переходный этап к принятию решения о включении в единый реестр памятников истории и культуры Минкультуры России. Решение о включении зданий и прочих объектов в реестр, равно как и решение об отказе их включения в реестр принимает федеральный орган охраны объектов культурного наследия. В случае положительного решения Министерства культуры России по вопросу признания дома объектом культурного наследия станут возможны работы по реставрации с привлечением лицензированных организаций для разработки проектной документации и выполнения работ.
Но, несмотря на охранный статус, над домами на Станционной нависла угроза сноса. По данным открытых источников, только на днях, 19 ноября, исполняющий обязанности генерального директора МКУ «Служба Единого Заказчика-Застройщика администрации Волгограда» Андрей Карбаинов утвердил план-график закупок на следующий год. Помимо многих других трат, оказалось запланировано и выполнение работ по сносу аварийного многоквартирного жилого дома № 11 на улице Станционной. На эти работы уже запланированы и деньги из бюджета — 2 839 493 рубля. Про охранный статус отправляемого под снос дома, в документах закупки не сказано ни слова.
Напомним, судьба зданий, как признанных объектами культурного наследия, так и попадающих в списки вновь выявленных объектов, в Волгограде чаще всего трагична. Многие дома превратились в руины, разрушаются, не дождавшись реставрации, или просто спешно сносятся, как это произошло со входной группой и башнями стадиона «Монолит» в Краснооктябрьском районе. Но даже если дореволюционные здания и попадают на реставрацию, то и к ней возникает множество претензий. Так, только недавно, арбитражный суд заставил компанию-подрядчика восстановить покрывшуюся трещинами штукатурку мясного корпуса Центрального рынка Волгограда.
Видимо, устав от того, что им постоянно напоминают про памятники культуры и архитектуры, и по инициативе губернатора Андрея Бочарова Волгоградская областная дума потребовала дать администрации Волгоградской области полномочия избавляться от ненужных памятников, вычеркивая их из реестров объектов культурного наследия регионального и местного значения. По их мнению, полноценная работа с памятниками архитектуры и культуры требует слишком много финансовых затрат и мешает «дальнейшему комплексному развитию территорий».