В мельнице имени Грудинина, входящей в состав музея-панорамы «Сталинградская битва», идут противоаварийные работы. Рабочие уже расчистили часть помещений первого и второго этажа, монтируют подпорные стойки, чтобы в мельницу могли зайти проектировщики. Им нужно будет разработать план дальнейших действий, которые помогут сохранить мельницу и спасти ее от дальнейшего разрушения.
16 марта у мельницы обрушилась часть южного фронтона. К счастью, никто не пострадал, но стало понятно — памятник Великой Отечественной войны нуждается в срочном ремонте. Разработка проектной документации на проведение противоаварийных работ обошлась без малого в четыре миллиона рублей. Еще 18,6 миллиона потратят на сами работы. Контракт на выполнение первоочередных противоаварийных работ заключен до 31 декабря 2021 года, но с оговоркой — окончание его действия не означает остановку работ. Обязательства будут считаться выполненными после физического исполнения условий договора.
По данным проектной документации, здание утратило первоначальный облик на 82,9%. Полностью уничтожены крыша, отмостки, не сохранились стены, внешнее декоративное убранство, внутренние стены и коммуникации.
В апреле 2021 года музей-панорама «Сталинградская битва» разместил закупку стоимостью 3 999 989,35 рублей на разработку проекта противоаварийных мероприятий. Закупка была выполнена у единственного поставщика — Федерального государственного унитарного предприятия «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские», учредителем которого выступает Министерство культуры Российской Федерации. Исполнитель должен был провести предварительные исследования памятника, разработать проект первоочередных противоаварийных мероприятий, противоаварийных мероприятий, а также рабочую и сметную документацию. Срок выполнения работ — до конца июня. Забегая вперед скажем, что эта же организация выполняет и проект реставрации здания. Его стоимость — 35 миллионов рублей.
— В настоящее время в соответствии с условиями контрактов, заключенных музеем с Межобластным научно-реставрационным художественным управлением (АО «МНРХУ»), проводятся противоаварийные мероприятия по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Исторический заповедник — руины мельницы имени Грудинина», — рассказали в музее-панораме «Сталинградская битва». — Они включают в себя разборку фрагментов кирпичной кладки, монтаж опалубки монолитных железобетонных конструкций, очистку помещений руин мельницы от строительного мусора.
Работы выполняет акционерное общество «Межобластное научно-реставрационное художественное управление», учредителем которого является Росимущество. Компания также выполняла работы по сохранению Новодевичьего и Новоспасского монастырей, а также дома, где жили Владимир Немирович-Данченко и Константин Станиславский. Стоимость противоаварийных работ на мельнице Грудинина — 18 594 895,63 рублей.
Кирпичи разобранного аварийного фронтона лежат рядом с мельницей. Каждый предварительно осмотрели специалисты и вынесли свой вердикт — что еще можно использовать по прямому назначению — для реконструкции, а что отправится в бункер для мусора, поскольку непригодно для дальнейшего применения. Внутри здания кипит работа — устанавливают специальную опалубку.
Ее конструкция достаточно простая — мощные стойки, установленные с интервалом в пару метров друг от друга. На них — внушительных размеров балки, подпирающие монолитные межэтажные перекрытия. Этим убивают сразу двух зайцев — снижают нагрузку на конструкции здания и делают более безопасными работы специалистов-реконструкторов.
— Риск обрушения конструкций аварийного здания при производстве противоаварийных работ по сохранению руин мельницы имени Грудинина существует, — предупреждают в музее. — Его степень очень высока. Поэтому все работы ведутся при соблюдении необходимых мер безопасности.
В каком именно состоянии находится здание — пока неизвестно. Насколько изношены конструкции — станет ясно только после проведения первичных противоаварийных работ, в рамках которых будут обследованы конструкции мельницы. Исходя из этих данных будут приниматься уже конкретные технические решения. Пока известно точно — трещина, пошедшая по обрушившемуся фасаду, не увеличивается. Появится ли у мельницы крыша, способная защитить ее от попадания осадков — тоже пока неизвестно, но не исключается. Возможно, это будет некая конструкция ниже уреза стен пятого этажа, сделанная так, чтобы не нарушать архитектурный облик здания. Вода будет собираться на ней и отводиться по скрытым каналам в ливневку.
Пока же на кусок фанеры, которым закрывается дыра в плите перекрытия второго этажа, мерно капают капли дождя. Впрочем, защита от воды предусмотрена проектной документацией и указана в качестве одной из мер в проекте первоочередных противоаварийных работ. Также в списке — меры по обеспечению пространственной жесткости кирпичного остова, защита от обрушений и выполнение картограммы демонтажных работ с разработкой подробной схемы аварийных участков и маркировкой демонтируемых элементов. Проще говоря — монтаж той самой опалубки и пометки на схеме здания наиболее опасных мест.
Наиболее сложная работа еще впереди — разборка строительного мусора на третьем, четвертом и пятом этажах. Свисающие, искореженные балки придется демонтировать при помощи подъемных кранов. Но перед этим их нужно будет как-то закрепить, а потом — аккуратно отделить от конструкций всего здания. Без вмешательства человека здесь не обойтись. Пока же лестницы, ведущие вверх, закрыты. Как говорится, от греха подальше. Да и по тем маршам, что уже очищены от завалов, ходить рекомендуется по одному и крайне осторожно — кто знает, как поведет себя бетон. Хотя, судя по некоторым косвенным признакам, здание сейчас находится в состоянии относительного покоя. В частности, это подтверждает и трещина на обрушившемся фасаде.
— Они регулярно мониторятся, — рассказал начальник отдела архитектурно-планировочной мастерской ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские» Денис Грибов. — Там установлены маяки для контроля ширины раскрытия. По результатам последних наблюдений деформация стабилизировалась.
— В такое здание, по нормальному, даже проектировщики только с определенными условиями могут заходить, потому что это люди и есть угроза их жизни, — считает директор музея-панорамы «Сталинградская битва» Алексей Дементьев. — Поэтому мы и делаем сейчас первоочередные противоаварийные работы, чтобы снять острые моменты — здесь разобрать, здесь подгрузить. Это уже решение конструктора с учетом его опыта и квалификации. После этого будет заказано дальнейшее проектирование. Выполнение проекта предполагает обследование не только обрушившегося фронтона, хотя его состояние удовлетворительное, но и всего здания с учетом тех работ, которые уже были выполнены. Обследование пройдет, ориентировочно, в первой половине следующего года, и тогда уже будут ясны конкретные проектные решения по реставрации всего здания. — Работ много, они сложные, но в целом прогноз положительный, — осторожно предполагает директор музея-панорамы «Сталинградская битва» Алексей Дементьев. — Здание уникальное в плане его конструкций. Изначально на крепкие наружные стены опирались деревянные перекрытия. Затем, когда мельница сгорела, деревянные покрытия заменили железобетоном. В результате получился мощный железобетонный каркас, железобетонные перекрытия, стянутые изнутри по всей ширине здания. С огромным запасом прочности. Из-за этого, наверное, оно и устояло и при бомбардировках, и при обстрелах. И стоит до сих пор.