V1
Погода

Сейчас+19°C

Сейчас в Волгограде

Погода+19°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +15

7 м/c,

ю-в.

758мм 49%
Подробнее
USD 92,13
EUR 98,71
Город Гражданская война и бандитизм в Царицыне — Сталинграде — Волгограде Монстры волжских глубин в боях за правое дело: историк — о подводных лодках на Волге

Монстры волжских глубин в боях за правое дело: историк — о подводных лодках на Волге

Волгоградский историк Вячеслав Ященко рассказал о попытках использовать подводные лодки на Волге и Каспии

Подводная лодка «Минога»

Волгоградский историк Вячеслав Ященко представляет вашему вниманию ранее неизвестные в истории края факты: во время Гражданской войны мимо Царицына проходили подводные лодки. Они пытались принять участие в морских сражениях на Каспийском море. Идея использовать субмарины Балтийского флота на мелководье северного Каспия принадлежала Иосифу Сталину.

Встреча у Камышина

23 октября 1918 г. саратовский пароход «Казань» рассекал водную гладь, держа курс на Камышин. Капитан стоял в рулевой рубке и безразлично взирал на привычные глазу ландшафты. Вдруг в двухстах метрах от носа корабля он увидел нечто невероятное, абсурдное, а потому ужасное. Из волжских глубин, поблескивая в лучах потускневшего солнца, всплывало «чудище обло, огромно, озорно, стозевно и лайяй». Внизу на палубе началась паника. Пассажиров охватил мистический ужас: интроверты молча крестились, остальные шумно бились в истерике и взывали к помощи архангела Михаила.

Ошарашенный капитан скомандовал: «Право руля!» — и избежавшее столкновения с неопознанным объектом судно на полном ходу село на мель. Инерция разметала пассажиров по палубе. Капитан бросился к левому борту, но на месте всплытия «монстра» уже плескались свинцовые волны.

«Проделки безумца»

«Я не желаю быть расстрелянным за проделки этого безумца!» — заявил в сердцах один из петроградских инженеров, указывая на неказистое импровизированное сооружение. Инженера смущало слишком уж оригинальное устройство узкого слипа, предназначенного для «бокового» спуска двух стотонных подводных лодок. Стоявший рядом с инженером чрезвычайный комиссар Морской коллегии Константин Брейтшпрехер напомнил ему и всем присутствовавшим специалистам, что он имеет право привлекать для осуществления секретной операции всё и всех под страхом расстрела. Ропот инженеров тут же прекратился.

Способ, предложенный Константином Брейтшпрехером, был действительно очень рискованным. Малейшая оплошность грозила катастрофой, так как ширина слипа была в 10 раз меньше длины подводных лодок. Но при благоприятном стечении обстоятельств спуск мог завершиться всего за 15 секунд.

Секретная операция проводилась в сентябре — октябре 1918 г. Две «малые» подводные лодки — «Минога» и «Макрель» — прибыли на транспортерах по железной дороге из Балтийского завода на станцию Увек под Саратовом. К их приезду на берегу Волги был сооружен слип с салазками. Во время спуска все трущиеся поверхности были смазаны тонной животного жира. Спуск производился с помощью системы двадцатитонных домкратов Беккера.

При спуске «Миноги» не обошлось без происшествия. Инженер, осуждавший «проделки безумца», не выполнил приказ чрезвычайного комиссара и вместо японского стального троса использовал пеньковый. Трос незамедлительно лопнул. Только по счастливой случайности лодка не опрокинулась и не пострадала. Провинившегося инженера тут же арестовали чекисты.

Сталин дал приказ

Идея переправить подводные лодки с Балтики на Каспий родилась у Иосифа Сталина в августе 1918 г. В то время он возглавлял оборону Царицына и руководил ожесточенными сражениями с войсками атамана Краснова. Свои соображения по этому поводу он изложил в письме Владимиру Ленину.

— Идет борьба за юг и Каспий, — писал Иосиф Сталин. — Для оставления за собой всего этого района… необходимо иметь несколько миноносцев легкого типа и штуки две подводных лодок… Умоляю Вас разбить все преграды и тем облегчить — двинуть вперед дело немедленного получения требуемого.

Сталин пытался таким образом сформировать Каспийскую флотилию для борьбы с господствующим на Каспии английским и деникинским флотом. Шла жестокая борьба за единственный источник углеводородного сырья — бакинскую нефть.

Ленин, как всегда, отреагировал молниеносно. В штаб Балтфлота ушла соответствующая директива «для немедленного исполнения». Владимир Ильич требовал отправить по Волге не две, а четыре подводных лодки. Командующий с вождем пролетариата спорить не стал. Памятуя о недавнем расстреле своего предшественника адмирала Щастного (21 июня 1918 г.), он быстро отписал распоряжения проектировщику подводных лодок профессору Ивану Бубнову. Бубнов, также памятуя о судьбе несчастного адмирала, не стал возражать командующему и направил руководству Балтийского завода задание отремонтировать старые, прошедшие тихоокеанскую стихию малотоннажные подводные лодки «Миногу», «Макрель», «Касатку» и «Окунь».

Волокита с перепиской тянулась больше месяца. Ленин практически ежедневно интересовался судьбой проекта. И требовал, требовал, требовал. Но вскоре он отвлекся, словно окончательно забыв о секретной операции.

Морские инженеры и военачальники, участвовавшие в проекте, были убеждены в бесперспективности такого применения подводных лодок — на Северном Каспии они были также бесполезны, как и в степях Украины. Эта зона Каспийского моря крайне мелководна. В то время глубина здесь колебалась от 1,5 до 6 метров (при высоте самой лодки в два метра).

— Эта часть Каспийского моря представляет как бы осыхающее солончаковое озеро, обмеляемое постоянно наносами Терека, Кумы, Волги и Урала; наибольшее обмеление замечается в северо-западном углу, — докладывали в Морскую коллегию гидрографы. — Вся северная часть Каспийского моря покрывается сплошным льдом с половины ноября до половины марта. Отсутствие приметных природных ориентиров на побережье и его однообразие серьезно затрудняют навигацию.

— Обмеление является непреодолимым препятствием для развития мореплавания в этой части Каспийского моря, — сделали неутешительный вывод эксперты. Но записка эта дальше Морской коллегии не пошла.

Участие в боях

Подводная лодка «Макрель»

Итак, первые две подводные лодки в начале октябре 1918 г. были благополучно спущены на воду. Они были полностью укомплектованы необходимым вооружением и «неподкупным» личным составом. Подлодки провели учебные стрельбы и испытания на погружение-всплытие. Именно во время этих испытаний и произошла встреча «Миноги» с пароходом «Казань» у Камышина. В конце октября лодки ушли на буксире в Астрахань, сделав короткую остановку в Царицыне. В это время у станции Бологое на транспортеры грузились еще две подлодки. Прибыв в Саратов, они застали Волгу скованную льдом. «Окунь» и «Касатка» провели зиму в затоне Князевка и лишь весной 1919 г. на короткое время пополнили Астраханскую Каспийскую военную флотилию.

Командовал Каспийским дивизионом подводных лодок Константин Ордовский-Танаевский, один из представителей известной династии Ордовских-Танаевских, с крайне непростой судьбой. Он был вахтенным начальником крейсера «Новик», а затем «Аскольд». Награжден орденом Святой Анны четвертой степени за мужество и стойкость, проявленыe при отражении атаки брандеров на рейде Порт Артура в ночь на 20 апреля 1904 г. В Моонзундском сражении он командовал канонерской лодкой «Грозящий». В начале апреля 1919 г. он ушел из Астрахани от красных на моторном баркасе «Успех» в Петровск — нынешнюю Махачкалу. Позже он вступил в командование тральными судами черноморского флота Деникина, эмигрировал и в 1939 г. умер в Белграде.

Но тогда, в конце 1918 г. — начале 1919 г., Каспийский флот красных имел только одну базу — в Астрахани. Необходимо было добыть в боях хотя бы еще одно место для дислокации военных кораблей.

30 апреля суда Астраханско-каспийской военной флотилии высадили десант из 400 бойцов на берегу Тюб-Караганского залива и захватили форт Александровский, с 1939 г. ставший Фортом Шевченко, в Казахстане, с целью использовать его и стоянку в заливе в качестве маневренной базы флотилии. Форт, расположенный на берегу полуострова Мангышлак, занимал ключевое положение в центральной части Каспийского моря, но, не имея сухопутных коммуникаций, всецело зависел от морского подвоза. 7 мая отряд судов флотилии вышел из Астрахани в Тюб-Караганский залив. Навигационно-гидрологические условия не позволяли вести активные боевые действия, базируясь на Астрахань, отделенную от моря сорокамильным мелководным каналом. Его глубина при сгонных северных ветрах уменьшалась до двух метров. В составе отряда были подводные лодки «Минога» и «Макрель». В перспективе командующий флотилией планировал высадить десант в Петровске (нынешняя Махачкала) и захватить его.

21 мая отряд противника в составе шести вооруженных пароходов, укомплектованных английскими офицерами, с русскими машинными командами, подошел к Тюб-Караганскому заливу с запада. Руководил операцией командующий английским флотом на Каспии коммодор Норрис. Он решил атаковать силы красных на рейде Форта Александровский. В результате пятичасового боя флот красных был разбит. В ходе боя подводные лодки «Минога» и «Макрель» не смогли осуществить ни единой торпедной атаки из-за малых глубин. В конце боя «Макрель» напугала своим перископом коммодора Норриса, который развернул свои корабли и ушел восвояси. «Минога» же запуталась в стальном швартовом тросе и лишь благодаря мужеству экипажа сумела освободиться и отплыть вслед за отступающим флотом. 24 мая она прибыла в Астрахань с сильно обгоревшей надстройкой и с перегретыми дизелями.

Так закончился единственный бой двух балтийских подводных лодок на Северном Каспии. «Окунь» и «Касатка» в боевых действиях не участвовали. Они прибыли в Астрахань сразу после «драки» 24 мая. И уже 3 июня все подлодки отправились вверх по Волге в Нижний Новгород. Реввоенсовет республики опасался, что наступающие на Царицын и Астрахань войска Врангеля могут захватить суда АКВФ.

Судьба каспийских «монстров»

6 июля 1919 г. разведка белых, захвативших 30 июня Царицын, докладывала руководству, что подводные лодки красных на буксирах проследовали вверх по Волге. Почему врангелевцы не попытались захватить их или нанести какой-либо вред, не понятно.

3 августа все четыре лодки были задержаны по пути в Нижний Новгород из-за мелководья под Казанью (спад уровня воды в реке). Там, близ Паратского затона, они и остались зимовать до будущего года.

Весной 1920 г. каспийские подлодки вновь оказываются в Астрахани. В июне их база перемещается в освобожденный от белых Баку.

14 сентября оставшиеся в Баку подводники во главе с новым начальником дивизиона В. Н. Калининым приступили к разборке механизмов подводных лодок и отправке их в Николаев. В 1924 г. легендарные волжские «монстры» пошли на слом.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем