В Волгоградской области — очередной скандал за выплаты после смерти военнослужащего в спецоперации на Украине. Родные погибшего в ходе спецоперации 28-летнего Сергея Семенова обвиняют биологического отца воина в том, что он получил часть выплат за сына, не имея на этого никакого морального права, не пришел на похороны и вспомнил о ребенке только после назначения «боевых». Отец бойца, в свою очередь, признает, что сына не воспитывал, но настаивает, что выплата ему положена по закону и отказываться он от нее не собирается.
«Не воспитывал, даже имя путал»
28-летний Сергей Семенов родился и вырос в станице Упорниковской. Там же окончил девять классов местного лицея, затем были училище и срочная служба. Затем Сергей подписал контракт с Минобороны. Он служил в 454-м отдельном батальоне связи 20-й гвардейской мотострелковой дивизии. Не стало бойца девятого июля, похоронили его на родине через неделю.
— Сын гордился тем, что служит в вооруженных силах. Конечно, когда мы узнали, что ему предстоит ехать на Украину — переживали. Но служба — есть служба. Я растила сына одна, но считаю, он вырос настоящим мужчиной: человек слова, ответственный, мужественный, защитник мой, — рассказывает мама бойца Марина Горбунова. — С его отцом — моим бывшим мужем мы не стали жить, когда Сереже было всего пять лет. Он уже тогда сильно пил, не работал. Я устала от пьянок, да еще и руку на меня поднимал — не хотела, чтобы сын все это видел, поэтому мы разошлись. И ни разу не пожалела. Сын знал, что отец есть, всегда жил буквально в ста метрах от нас, но папе он никогда не нужен был. Володю всегда только бутылка интересовала.
Женщина говорит, что даже, когда отец встречал на улице сына, — иногда путал его имя.
— Сергей остался на фамилии папы, отцовства я его не лишала, но алименты он не платил. Я никогда на них не подавала. Не хотела, чтобы сын что-то был должен этому алкашу. Помню, в начальной школе Сережа делал открыточку, как и все одноклассники папам на 23 Февраля, принес ему, а тот его выгнал. Ребенок так плакал! Потом как-то имя его спутал при встрече.
Еще помню, когда Сережу в армию забирали — я сказала сыну: «Как бы мы с папой твоим ни общались — если хочешь — позови его на проводы». Он мне даже договорить не дал, ответил: «Мама, чтобы даже его ноги не было здесь!» А теперь этот мужчина по хутору ходит и хвалится, что сын его — герой и теперь он получит миллиона четыре. Я не согласна с этим категорически! Мы растили, супруга есть — ей положено, а этот человек — кто вообще? Я деньги в приют отдам, да даже в руки мне они не нужны, пусть куда-то в фонд проверенный уйдут — ребенку больному жизнь спасут. Не себе за выплату бьюсь, а чтобы ничего не досталось человеку, который к сыну никакого отношения не имеет!
«Куски начинают тянуть»
Другие родственники погибшего Сергея Семенова также возмущены тем, что его биологический отец по закону должен получить треть от примерно двенадцати миллионов рублей — общей суммы выплаты.
— Военком на похороны когда приехал, попросил Владимира по-человечески, чтобы как получит — сразу отдал все. Даже приводил в пример случай недавний — как еще в одном из хуторов в аналогичной ситуации после похорон отец погибшего военнослужащего получил деньги и все вернул, так как давно где-то в другом регионе живет. Сначала он сказал — сразу Марине Николаевне отдам. А потом переобулся — мои и все! — добавляет бабушка погибшего бойца Мария Пименова. — И поверьте — дело не в деньгах. Они нам не нужны, пусть мы их не увидим, пусть заберут его часть в пользу больных детей, на благотворительность. Только не этому алкоголику. Понимаю, что официально он его отец, но за 28 лет он тысячу рублей дал сыну — когда тот еще в школе учился. Больше Сергей от папы ничего не видел. А теперь сын его сделал миллионером! Ему этих денег хватит до смерти, чтобы пить, пить и пить! Да еще и пенсию будет повышенную получать. И это — за что тоже? Он вообще много лет живет за счет своей мамы — инвалида. Даже она после смерти Сережи пришла, дала две тысячи на венок и сказала: «Я его бабушка, но хоть не воспитывала, не общалась с ним — очень жалко мальчика». Сама жаловалась на непутевого сына, что пьет беспробудно и у нее таскает деньги. А Володя вообще не появился, когда узнал о гибели сына. Мы сами мальчика воспитывали, так старались, все для него делали, а получили цинковый гроб. Окончилась его жизнь. Окончилась наша жизнь с его смертью, а у него получается — только началась! Сегодня всех алкашей с округи собрал и угощает. Хвастается, что у него сын — герой. Вспомнил только сейчас, когда деньги получил. Обидно, очень обидно! Надеюсь, через суд мы сможем доказать, что он уклонялся от воспитания, и докажем, что выплаты ему не положены. А те деньги, что уже получены и лежат на счете, — он обязан вернуть.
О том, что Владимир Семенов злоупотребляет спиртным, нигде не работает, подтверждает местный участковый Андрей Ленков.
— Сколько я помню — он никогда не работал, постоянно пил, сына не воспитывал. Действительно, вспомнил о нем только после похорон. Пришел в местный магазин и говорит: вы мне должны в долг дать, у меня сын погиб. Возмущался, что отказали ему. А еще у него родственник когда-то был генералом. Он, как выпьет, — надевает его форму, ходит по селу, громко кричит, пытается этим козырять. А теперь ходит по селу — про деньги рассказывает. Сначала и мне говорил, что все матери Сергея отдаст, а теперь по-другому. Точно знаю, что первую полученную сумму он под проценты положил, оставил себе тысяч сто.
Отец бойца, которого хотят лишить посмертной выплаты за сына, подтвердил корреспонденту V1.ru, что сыном не занимался. Но говорит, что отдавать полученные деньги не должен и не будет.
— Я эти деньги положил в банк, пусть там лежат. По закону имею право. Кому я что обязан? Куски начинают тянуть, дележ пошел. Жене моей бывшей мало денег положили? Хочет стянуть с меня? Единственный сын у меня погиб. На похоронах я не был, так как сильно болел. Не воспитывал я сына. Это — да, честно, — сказал Владимир Семенов.
Кто прав?
В беседе с V1.ru юрист подтвердила, что согласно букве закона в случае гибели военнослужащего родители получают выплаты в равных долях.
— В случае смерти военнослужащего в 2022 году, проходившего военную службу, члены его семьи имеют право на получение страховой выплаты, единовременного пособия и других мер социальной поддержки. Согласно Федеральному закону от 28.03.1998 № 52-ФЗ, в случае смерти (гибели) военнослужащего право на страховое возмещение имеют родители военнослужащего в равных долях, — пояснила и. о. исполнительного директора — руководителя аппарата Волгоградского регионального отделения общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» — Софья Дерюгина.
При этом можно доказать, что один из родителей уклонялся от исполнения родительских обязанностей.
— Действующее законодательство не предусматривает возможности лишения одного из родителей права на выплаты в связи со смертью военнослужащего. Однако при определении членов семьи, имеющих право на получение выплаты, необходимо исходить, прежде всего, из целевого назначения указанных мер социальной поддержки, которые заключаются в компенсации нравственных и материальных потерь, связанных с гибелью военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, осуществляемой в публичных интересах, а также в признательности государства гражданам, воспитавшим «достойных защитников Отечества», — добавляет Софья Дерюгина. — Право на меры социальной поддержки родителей обусловлено фактической ролью родителя в воспитании ребенка. В частности, судом должны быть учтены действия родителей по оказанию моральной, духовной, физической поддержки, нравственному и социальному развитию военнослужащего. Установление факта уклонения отца военнослужащего от выполнения своих родительских обязанностей может повлечь установленные законом правовые последствия, в числе которых лишение возможности родителя получать меры социальной поддержки, установленные для граждан, имеющих детей. Таким образом, при обращении в судебный орган мать погибшего военнослужащего имеет основания лишить второго родителя права на получение указанных выплат и обязать возвратить денежные средства.