Каждый год проверяет людей на прочность: события в стране и в мире и следующий за ними лавинообразный рост цен заставляют каждый раз изобретать новые способы сберечь бюджеты. Ретейл реагирует на такие события очень быстро и запускает новые форматы магазинов, которые отвечают запросам потребителей: быстро, просто и недорого купить самое необходимое. Решить все три задачи разом помогают дискаунтеры. И если раньше они были диковинкой, то сейчас в каждом регионе — магазины низких цен от ультражесткого до мягкого формата.
Экономия — новый тренд или необходимость
Поведение потребителей меняется вместе с экономической ситуацией. Падение доходов на фоне череды кризисов ведет к очередному пересмотру расходов семьи. Выводы напрашиваются сами собой: транжирить — не спортивно. Зато тренд на экономию вместе с осознанным потреблением нашел отклик у покупателей. Потребители всё чаще задумываются об экономии бюджета и формировании подушки безопасности.
Проверка стоимости товаров на различных сервисах, составление списка покупок для конкретных магазинов, совместные закупки, программы лояльности, отслеживание акций и скидок на определенные группы товаров — вот что упоминали участники опросов по данным исследовательской компании Online Market Intelligence среди респондентов от 18 до 55 лет, рассказывая о своих предпочтениях в совершении покупок.
Потребители настолько привыкли к акциям и скидкам, что готовы за раз посещать не один магазин, покупая по несколько товаров в каждом по промоакциям. Всё это говорит о том, что потребители:
вынуждены бережнее относиться к своему бюджету;
вынуждены контролировать доходы и расходы;
более осознанно потребляют товары;
ищут товары дешевле, но с хорошим качеством;
предпочитают раскрученным брендам малоизвестные;
испытывают удовольствие, когда удается сэкономить и купить тот же товар дешевле.
Но подсчет скидок и выгод, поход из одного магазина в другой — занятие долгое и требующее времени, которого в современных реалиях просто нет. Находясь в условиях ежедневного цейтнота, потребитель уделяет большое значение балансу качества и цены и ищет более рациональные решения. Всё чаще даже для ежедневных покупок предпочтение отдается дискаунтерам, а не магазинам у дома.
Зачем платить больше?
Концепция дискаунтеров пришла в Россию из Европы. И это не магазины для бедных, как думают россияне. Главное — это качественный товар по низкой цене, который предлагается широким массам. В таких магазинах не ждут сервиса, покупателей интересуют только качество и цена ниже рынка. В нашей стране, к сожалению, совсем немногие сети соответствуют такому формату. Чаще всего ретейлеры, работающие в этом сегменте, просто закупают товар по низкой цене у разных поставщиков, не уделяя должного внимания вопросам качества.
Но люди больше не хотят экономить на качестве продуктов, приравнивая такую экономию к бедности. По данным исследования NielsenIQ, для большинства потребителей России на первое место выходит забота о здоровье его и семьи. Потребители хотят даже в магазинах с низкими ценами иметь выбор более качественных продуктов и подходят к вопросу избирательно.
Кроме цены, покупатели при выборе товаров обращают внимание:
на сроки годности товара. Потребитель понимает, что короткий срок хранения товара гарантирует «чистую этикетку» — товар без лишних добавок и консервантов;
на локальность производителя. Качество товара связывают с расстоянием от производства до магазина, особенно в категории «фреш»;
на состав продукта. Покупатели стали придирчиво изучать маркировки товаров, прежде чем положить их в свою корзину.
При этом многие отмечают, что им не важен бренд, поскольку и малоизвестные локальные производители могут выпускать качественные продукты.
Мягкий или жесткий?
Форматы магазина могут быть различными. Например, есть дискаунтеры, занимающие огромные площади и торгующие по всей России, но при этом на первый план здесь выходит цена, она должна быть самой низкой, а вот качество уже вторично, тут как повезет с поставщиком. Есть дискаунтеры «помягче» — такие, как магазин — продсклад низких цен «Победа», который вырос из региональной сети в российскую благодаря оптимальному соотношению цены и качества. Этот формат отличается простой выкладкой товаров — они, как правило, аккуратно и просто сложены на паллеты в коробках — двумя-тремя качественными позициями в каждой категории.
По некоторым данным, этот ретейлер планирует открытие нескольких магазинов на территории Волгоградской области, а также собственного распределительного центра, который упростит логистические цепочки. Появление нового игрока на рынке дискаунтеров должно вызвать оживление и новые ценовые предложения для потребителей региона.
«Вконтакте»,
«Телеграм»,
«Дзен»,